КАЛЕНДАРЬ РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ НА 1907 ГОД (3-Й ПО ВИСОКОСЕ, В 365 ДНЕЙ). / СОСТАВИЛ ЧЛЕН-СЕКРЕТАРЬ КОМИТЕТА И. И. ПРОХОДЦОВ. - page 418

397
діаконы,
и
язъ велю
ему
Апостолъ
дати
чести,
и
онъ не
умѣетъ
на
ступити,
и
язъ
ему
велю
псалтирю
дати
и
онъ
и
потому
едва
бре-
детъ,
и
язъ
ему
оторку
(откажу),
и
они
извѣтъ
творятъ":
,,
земля,
господине,
такова,
не
можемъ
добыти
кто
бы
гораздъ
грамотѣ";
ино-
дѳ
вѣдь
то всю
землю
излаялъ,
что
нѣтъ
человѣка
въ
землѣ
кого
бы
избрати
на
поповство.
Да
мнѣ
бьютъ
челомъ:
„пожалуй
де
и,
господине,
вели
учити";
и
язъ
прикажу учити
ихъ
октеаіи,
и
онъ
и
къ
слову
не
можетъ
пристати,
ты
говоришь
ему
то,
а
онъ иное
говоритъ;
и
язъ
велю
имъ
учити
азбуку,
и
они
поучився
мало
азбу-
ки,
да
просятся
прочь,
а
не
и
хотятъ
ее
учити.
А
инымъ
вѣдь
силы
книжные неможно
достати
только же
азбуку
границу
2t
)
и
съ
подти-
шьными
словы
выучити,
и
онъ
силу
познаетъ
въ книгахъ
велику,
а
они
ве
хотятъ
учитись
азбукѣ,
хотя
и
учатся,
а
не
отъ
усердія,
и
онъ
живетъ
долго,
да
тѣмъ-то
на
меня
брань
бываетъ
отъ ихъ
не-
радѣнія..
И
далѣе
Архіепископъ
убѣдительно
проситъ
Митрополита
„печаловаться предъ
Государемъ,
чтобы
велѣлъ
училища
учинить".
Строгій
Архіепископъ
и
любитель
просвѣщенія
Геннадій
ничего
больше
не
требовалъ
отъ
кандидата священства
какъ
простой
грамотности.
Научившись
азбукѣ—
границѣ
съ
титлами,
ученикъ, при
желаніи,
могъ
заняться
чтеніемъ
русской
рукописной
и
печатной
литературы,
чтобы
узнать
силу
въ
писаніи.
Такимъ
образомъ
правильное
обученіе
азбукѣ
въ
правильно
устроенной
школѣ
оставалось
въ
15
16
в.
идеаломъ
даже
въ
такой,
наиболѣе
просвяшенпой
части
тогдашней
Роесіи,
ка-
кою
была
Новгородская
область
25
).
Полвѣка
спустя
послѣ
Геннадія
въ
1551
г.
<
тоглавый
Соборъ
также
говорилъ
о
необходимости
учи-
лищъ
и
констаптировалъ
тотъ же
фактъ,
что
„ставленники,
хотящіи
въ
попы
и
во
діаконы
ставитися,
а
грамотѣ
мало
умѣютъ.
И
свя-
тителемъ
ихъ
иоставити,
и
то
сопротивно
священнымъ
правиламъ,
а
не
поетавити
и
тѣ
святыя
церкви безъ
пѣнія
будутъ,
а
православ-
ные
христіане
учнутъ
умирати
безъ
покаянія.
И
о
томъ ихъ
свя-
тители
истязуютъ
съ великимъ
запрещеніемъ;
почему
мало
умѣютъ
грамотѣ.
И
они
отвѣтъ
чинятъ: мы
де
учимся
у
своихъ
отцѳвъ
и
своихъ
масгеровъ,
а
инде
учитися
намъ
негдѣ,
токмо
де отцы
наши
и
мастери
умѣютъ
тому
и
насъ
научили.
И
тако
отцы
и
мастеры
сами мало
умѣютъ
и
силы въ
божественномъ
писаніи
не
знаютъ
"
26
).
)
Выраженіе
„азбука
граница"
-
значитъ
азбука
толковая.
См.
объяс'
неніе
у
Мирополъск.
вып.
3,
стр. 28
-
30.
25
)
Милюкова,—
Очерки
р
к.
вып.
И,
стр. 229.
26
)
Мирополькій
,
вып.
III,
стр. 35
36.
Пыпинд,
т.
I,
стр.
246.
1...,408,409,410,411,412,413,414,415,416,417 419,420,421,422,423,424,425,426,427,428,...489
Powered by FlippingBook