КАЛЕНДАРЬ РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ НА 1907 ГОД (3-Й ПО ВИСОКОСЕ, В 365 ДНЕЙ). / СОСТАВИЛ ЧЛЕН-СЕКРЕТАРЬ КОМИТЕТА И. И. ПРОХОДЦОВ. - page 418
397
діаконы,
и
язъ велю
ему
Апостолъ
дати
чести,
и
онъ не
умѣетъ
на
ступити,
и
язъ
ему
велю
псалтирю
дати
и
онъ
и
потому
едва
бре-
детъ,
и
язъ
ему
оторку
(откажу),
и
они
извѣтъ
творятъ":
,,
земля,
господине,
такова,
не
можемъ
добыти
кто
бы
гораздъ
грамотѣ";
ино-
дѳ
вѣдь
—
то всю
землю
излаялъ,
что
нѣтъ
человѣка
въ
землѣ
кого
бы
избрати
на
поповство.
Да
мнѣ
бьютъ
челомъ:
„пожалуй
де
—
и,
господине,
вели
учити";
и
язъ
прикажу учити
ихъ
октеаіи,
и
онъ
и
къ
слову
не
можетъ
пристати,
ты
говоришь
ему
то,
а
онъ иное
говоритъ;
и
язъ
велю
имъ
учити
азбуку,
и
они
поучився
мало
азбу-
ки,
да
просятся
прочь,
а
не
и
хотятъ
ее
учити.
А
инымъ
вѣдь
силы
книжные неможно
достати
только же
азбуку
границу
2t
)
и
съ
подти-
шьными
словы
выучити,
и
онъ
силу
познаетъ
въ книгахъ
велику,
а
они
ве
хотятъ
учитись
азбукѣ,
хотя
и
учатся,
а
не
отъ
усердія,
и
онъ
живетъ
долго,
да
тѣмъ-то
на
меня
брань
бываетъ
отъ ихъ
не-
радѣнія..
И
далѣе
Архіепископъ
убѣдительно
проситъ
Митрополита
„печаловаться предъ
Государемъ,
чтобы
велѣлъ
училища
учинить".
—
Строгій
Архіепископъ
и
любитель
просвѣщенія
Геннадій
ничего
больше
не
требовалъ
отъ
кандидата священства
какъ
простой
грамотности.
Научившись
азбукѣ—
границѣ
съ
титлами,
ученикъ, при
желаніи,
могъ
заняться
чтеніемъ
русской
рукописной
и
печатной
литературы,
чтобы
узнать
силу
въ
писаніи.
Такимъ
образомъ
правильное
обученіе
азбукѣ
въ
правильно
устроенной
школѣ
оставалось
въ
15
—
16
в.
идеаломъ
даже
въ
такой,
наиболѣе
просвяшенпой
части
тогдашней
Роесіи,
ка-
кою
была
Новгородская
область
25
).
Полвѣка
спустя
послѣ
Геннадія
въ
1551
г.
<
тоглавый
Соборъ
также
говорилъ
о
необходимости
учи-
лищъ
и
констаптировалъ
тотъ же
фактъ,
что
„ставленники,
хотящіи
въ
попы
и
во
діаконы
ставитися,
а
грамотѣ
мало
умѣютъ.
И
свя-
тителемъ
ихъ
иоставити,
и
то
сопротивно
священнымъ
правиламъ,
а
не
поетавити
и
тѣ
святыя
церкви безъ
пѣнія
будутъ,
а
православ-
ные
христіане
учнутъ
умирати
безъ
покаянія.
И
о
томъ ихъ
свя-
тители
истязуютъ
съ великимъ
запрещеніемъ;
почему
мало
умѣютъ
грамотѣ.
И
они
отвѣтъ
чинятъ: мы
де
учимся
у
своихъ
отцѳвъ
и
своихъ
масгеровъ,
а
инде
учитися
намъ
негдѣ,
токмо
де отцы
наши
и
мастери
умѣютъ
тому
и
насъ
научили.
И
тако
отцы
и
мастеры
сами мало
умѣютъ
и
силы въ
божественномъ
писаніи
не
знаютъ
"
26
).
2І
)
Выраженіе
„азбука
граница"
-
значитъ
азбука
толковая.
См.
объяс'
неніе
у
Мирополъск.
вып.
3,
стр. 28
-
30.
25
)
Милюкова,—
Очерки
р
к.
вып.
И,
стр. 229.
26
)
Мирополькій
,
вып.
III,
стр. 35
—
36.
Пыпинд,
т.
I,
стр.
246.
1...,408,409,410,411,412,413,414,415,416,417
419,420,421,422,423,424,425,426,427,428,...489