—
57
—
его,
опъ
чувствовалъ,
что княжить
будетъ
ему
очень,
очень
трудно.
Ближайшіе
и
дальніе
сосѣди—
все
недруги,
всѣ
зорко
только
смотрятъ,
какъ
бы
воспользоваться
и
разорвать
на
части
его
княжество.
Прон-
скіе
князья—
враги,
князья
Московскіе,
сильнѣе
ІІронскпхъ,
—
тоже.
Литовскій
князь,
сильнѣйшій
изъ
князей,
готовъ
у
всѣхъ
все
взять;
а
тамъ
вдали
татары,
о
прошлыхъ
ихъ
набѣгахъ
онъ,
безъ
сомнѣнія,
знал'ь;
оаъ
зналъ,
что
вплоть
до
его
к.няженія,
ужъ
болѣе
столѣтія,
современъ
Батыя,
княжество
Рязанское
было
подъ
татарскимъ
игомъ
и
что это иго
было
снлошншіъ
горемъ
для
населенія
и
его
князей.
О,
многострадальная рязанская
земля! Сколько
она
страдала
еще
и
до
появленія
Батыя,
—
сколько
мѣшали
ея
жизни
набѣги
дигсихъ,
без-
покойныхъ половцовъ,
кочевавшихъ на
югѣ
рязанскихъ
земель!
Нѣтъ
удѣла
въ
удѣльномъ
періодѣ,
который
такъ
бы
страдалъ
отъ
варварскихъ
набѣговъ,
какъ
удѣлъ
рязапскій,
—
нѣтъ
князей
удѣльныхъ,
которые
бы
бо.іѣе
терпѣли,
какъ
Великіе
князья
рязанскіе.
Они
являлись княжить
какъ
бы
для
того,
чтобы
или
страдать
за
разоренную
землю,
или
погибать
болѣе
или
менѣе
мучительною,
на-
сильственною
смертью.
Вотъ прошлое
дѣлаго
столѣтія
съ
Батыя
до
Олега. Великій
кназь
рязанскій
Юрій
Игорьевичъ;
при
немъ
прошелъ
Батый
не
съ
вой-
скомъ,
а
съ
народомъ
въ
нѣсколько
сотъ
тысячъ
сплочонныхъ
людей.
Онъ
расниналъ
рязанцевъ,
какъ
въ
дѣль
стрѣлялъ
въ
нихъ,
все
предавалъ
огню
и
убилъ
ІОрія.
За
низіъ
Великій
князь
Романъ:
его
замучили
татары
по
повелѣнію
Темира;
сынъ его
Ѳеодоръ
въ
два
года
своего
княженія
испыталъ
два
набѣга;
братъ
Ѳеодора
Константипъ
взошелъ
—
его
увели
въ
плѣиъ
въ
Москву;
всту-
пплъ
сынъ
Константина
Василій,
его
убили
въ
Ордѣ;
затѣмъ,
передъ
Олегомъ
княжилъ
Великій
князь
Иванъ-Коротонолъ,
онъ
такіе
испы-
талъ
набѣгя,
что
многострадальная рязанская
земля
совершенно
опустѣла.
Эта
грубая
варварская татарская
сила,
эти
дикіе
властители,
на-
летавшіе
на
рязанскія
земли,
не
замѣчали,
конечно,
что
среди
тѣхъ
рязанцевъ,
которыхъ
они
такъ
нещадно
грабили,
разоряли,
безчело-
вѣчно
мучили,
появлялись
люди,
которые
ясно имъ
показывали
будущую
русскую духовную
силу, которая
положить
копецъ
господству
ихъ,
выброситъ
изъ
русской
жизни
то,
что
внесено
въ
нее жесгокимъ
та-
тарскимъ
сердцемъ,
сердцемъ
лютаго
звѣря
для
всѣхъ,
кто не
подчи-
нялся
ихъ
силѣ.
Они,
говорю,
не
замѣчали
этой
духовной
силы,
хотя
передъ
ними
часто
сіялъ
яркій
свѣтъ
душевпой
красоты.
Когда
послы
Батыя
потребовали
отъ
князей
рязанскихъ покорности
и
дани,
въ
отвѣтъ
услышали:
„когда
насъ
одолѣете,
все
ваше
будетъ,
а
теперь
мы.
не
сдаемся"
ІІередъ
ними
былъ Великій
князь
Романъ.
Онъ,
воодушевленный
ученіемъ Христа,
вѣря
въ
бо-
жественную
силу
этого
ученія
и
блага
отъ него
для
всѣхъ
людей,
вѣру
магометанскую
охулилъ
и
терпѣлъ
страшныя
страданія:
„отрѣзоша