96
лугу; Серпуховъ, Мценскъ, Бѣлевъ, Петербургъ, Нижній Новгородъ, Мор-
шанскъ, иногда и въ Саратовъ, Перемышль, Кіевъ и пр. При входѣ въ Мос
кву рѣку, нѣкоторыя суда перегружаютъ кладь на другія, меньшихъ раз
мѣровъ и доходятъ до Москвы; потомъ, нагрузившись новою кладью, сплав
ляются внизъ по рѣкѣ на веслахъ и не останавливаясь идутъ въ Нижній-
Новгородъ къ ярмаркѣ; гдѣ, нагрузившись въ третій разъ, взводятся по
пристанямъ и по выгрузкѣ, остаются въ нихъ на зимовку до слѣдующей
навигаціи. Въ пятилѣтней сложности, ежегодно разгружается на пристаняхъ
губерніи 171 судно, преимущественно въ Перевлесѣ.
Судоходство, въ предѣлахъ губерніи, не подвержено никакимъ опаснымъ
случаямъ; несчастья, если они и случаются, то большею частью отъ нео
смотрительности рабочихъ. Въ теченіи послѣднихъ десяти лѣтъ, только
два судна разбито и одно сгорѣло. (')
Разсматривая систему рѣкъ Рязанской губерніи въ отношеніи судоход
номъ, нельзя не признать ее вообще выгодною. Ока, глубоко вдаваясь въ гу
бернію, какъ бы желала этимъ излить на нее, какъ можно болѣе, свое бла
годѣтельное вліяніе. Значительнѣйшій притокъ ея Проня, при общемъ на
правленіи на востокъ, только на протяженіи своего судоходнаго состоянія
(около 30 верстъ) течетъ на сѣверъ; такъ, что важнѣйшая пристань—Пе-
ревлесъ находится почти математически въ центрѣ губерніи. Проня, Ока
и Москва рѣка составляютъ, такимъ образомъ, почти прямую линію на
туральнаго судоходства къ главнѣйшему пункту сбыта произвдееній гу
берніи — Москвѣ. Важный недостатокъ этой линіи заключается въ томъ,
что теченіе рѣкъ противно направленію торговаго пути; извилистое теченіе
Оки, и въ особенности Москвы, тоже замедляетъ судоходство; но, не смо
тря па это, оно производится безпрепятственно и вполнѣ обезпечиваетъ
главный сбытъ произведеній большей части губерніи. Не менѣе важна въ
торговомъ отношеніи и остальная часть теченія Оки, служа проводникомъ
(’) Рѣдкимъ исключеніемъ, въ этомъ отношеніи, служитъ 1856 годъ, по своей въ высшей
степени эксцентричной зимъ. Отъ бывшихъ морозовъ ръка первоначально покрылась дви
жущимся саломъ, а 18 октября льдомъ; отъ чего судоходство неожиданно и преждевремен
но было прервано и большое число судовъ, не дойдя до своихъ мѣстъ, должны были остано
виться въ разныхъ мѣстахъ, на протяженіи всей дистанціи. 30 октября Ока опять вскрылась;
а 7 ноября снова замерзала. 30. ноября Ока, еще разъ, вышла изъ береговъ; и только 10
декабря окончательно покрылась льдомъ. Къ тому же, въ теченіи всего сентября мѣсяца, дули
сильные вѣтры и нерѣдко случались бури. Отъ всѣхъ этихъ причинъ въ судоходствѣ не могли
не произойти безпорядки: 2 судна были залиты водой вовремя бури и 4 затерты льдомъ. Хо
зяева судовъ, недошедшихъ до своихъ мѣстъ, большею частью, выгрузили кладь и отправил-
ее гужемъ; 49 судовъ остались съ своимъ грузомъ до слѣдующей навигаціи и наконецъ, явии
лось множество жалобъ коноводовъ
и
судорабочихъ на хозяевъ, которые не
хотѣли
уплатить
условленныхъ денегъ.