— 8 8 —
Б) ВОДЯНЫЯ СООБЩЕНІЯ. (*)
1) ОПИСАНІЕ СУДОХОДНЫХЪ И СПЛАВНЫХЪ РѢКЪ, ВЪ ОТНОШЕНІИ КЪ УДОБСТВАМЪ
СУДОХОДСТВА И СПЛАВА.
Важнѣйшій путь, по которому ежегодно вывозится за предѣлы губерніи
главный избытокъ ея произведеній,—
Ока.
Несмотря на мелководье, дохо
дящее мѣстами до 3 и менѣе футъ, она судоходна на всемъ теченіи сво
емъ по Рязанской губерніи (478 верстъ); и успѣху судоходства препят
ствуютъ, болѣе или меиѣе, только противные вѣтры и внезапная убыль
воды. Боковые вѣтры, образуя мели въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ рѣка стано
вится мелководной, тоже вредятъ судоходству; но мели эти, какъ было
уже сказано, открываются въ концѣ іюля и бываютъ не каждый годъ; а
только въ большую убыль меженныхъ водъ. Препятствія представляемыя
ими устраняются, отчасти тѣмъ, что суда имѣютъ обыкновенно при себѣ
въ запасѣ паузки, на которые, приблизясь къ мели, складываютъ часть
груза и приводятъ, такимъ образомъ, осадку свою въ глубину, соотвѣт
ствующую глубинѣ воды по Фарватеру на меляхъ. Чаще другихъ откры
ваются и потому вреднѣе прочихъ двѣ
д/ьдновскія,ловецкая,селецкаяа исад-
ская
мели, на коихъ мелководіе рѣки доходитъ иногда до 2 Футъ. Но такъ,
какъ первыя четыренаходятся въ одномъ мѣстѣ, на протяженіи 35 верстъ,
то суда дѣлаютъ перегрузку только по приближеніи къ первой изъ нихъ; и
потомъ проходятъ безпрепятственно прочія. Гораздо болѣе неудобствъ пред
ставляетъ судоходству то обстоятельство, что направленіе теченія рѣки
противно направленію главнаго торговаго пути; и потому, почти всѣ суда, съ
своимъ тяжелымъ грузомь, должны быть ведены вверхъ по рѣкѣ; а возвра
щаются обратно, если и нагружепныя, то несравненно легче, по теченію.
Кромѣ Оки, изъ рѣкъ Рязанской губерніи судоходны еще
Трубежо,
Проня
и
Пара]
но не на большомъ протяженіи, въ особенности Пара; толь
ко за 2
\
версты до впаденія въ Оку, именно отъ с. Борокъ, эта послѣд
няя становится судоходной; даже и на этомъ незначительномъ простран
ствѣ нормальный горизонтъ ея не судоходенъ, и только по вскрытіи рѣ
ки, въ продолженіи одного мѣсяца, Пара содержитъ въ себѣ воды глуби
ною до 9
Футъ;
такъ, что въ это время, производится по ней, весенними
водами, сплавное караванное оудоходотво.Проня становится судоходной отъ
с.Жерновицъ, т: е: за 29 верстъ до впаденія въ Оку. Но, отъ Жерновицъ до Пе-
(’) Главнымъ основаніемъ, для составленія статьи о водяныхъ сообщеніяхъ, послужили
свѣдънія взятыя
изъ
Дѣлъ
V
отдѣленія,
IV
округа и
7-й
дистанціи путей сообщеній.