— 83 -
ихъ въ воду, гдѣ-то, въ верхнемъ теченіи Дона. На этотъ путь намекаетъ
свидѣтельство Герберштейна:
(ѵ)
«ѣдущія изъ Московіи въ Азовъ и Ka<sy,
сухимъ путемъ, купцы, переправляются чрезъ Танаисъ (Донъ) около Дан
кова, стариннаго и разрушеннаго города; а оттуда направляютъ путь не
много къ востоку.»
Вотъ все, что извѣстно о древнихъ торговыхъ путяхъ Рязанскаго края;
къ этимъ свѣдѣніямъ можно еще прибавить, что сухопутныя сообщенія,
кромѣ естественныхъ затрудненій, представляли еще большія опасности
отъ степныхъ обитателей. Это обстоятельство заставляло купцовъ, не ина
че отваживаться въ долгое путешествіе въ при—каспійскій и при—азовскій
края, какъ собравшись вмѣстѣ въ большомъ числѣ или присоединившись къ
свитѣ, какого нибудь, значительнаго лица. Многіе же, въ избѣжаніе опас
наго переѣзда по степямъ, дѣлали иногда объѣздъ чрезъ Литовскія владѣнія.
Между тѣмъ, всѣ земли русскія слились въ одну стройную и вели
кую Имперію, въ предѣлахъ которой бывшее в. к. Рязанское заняло скромное
мѣсто нынѣшней губерніи. Жизнь русская, направленная къ одной цѣли и
къ однимъ интересамъ, двинулась къ развитію. Тогда, между раз
ными частями государства явилась потребность въ обширныхъ и сложныхъ
отношеніяхъ, административныхъ, торговыхъ и другихъ, и чрезвычайно
увеличила важность сообщеній. Важнѣйшія рѣки, подобныя Окѣ, остались
попрежнему главными проводниками торговаго движенія; но зато, второ
степенныя, какъ напримѣръ: Проня, Ранова, Хунта, Ряса, Воронежъ и др.,
прежде судоходныя, уже неспособны стали, по мелководью, носить судовъ
съ товарами; наконецъ, дѣятельность человѣка, употребивъ рѣки эти для
другой уѣли, заградила ихъ плотинами и на всегда прекратила по нимъ
сообщенія. Прямымъ слѣдствіемъ этого было, то важное торговое значе
ніе, которое получили сухопутныя пути.
Такъ, какъ Москва стала главнымъ рынкомъ Рязанской и сосѣднихъ съ
него хлѣбородныхъ губерній; то самое значительное движеніе товаровъ, со
стоящихъ, главнѣйшимъ образомъ, изъ предметовъ сельскихъ произведеній,
направилось чрезъ губернію отъ Ю. В. и Ю. къ С. 3. и С. Ока осталась
попрежнему главнымъ проводникомъторговли, и сухопутныя торговыя со
общенія пришли, такимъ образомъ, въ зависимость отъ водныхъ. Эта зави
симость, съ одной стороны отъ Москвы, а съ другой отъ судоходной Оки
и ея пристаней, установила въ Рязанской губерніи торговые пункты и тор
говыя пути. Какъ тѣ, такъ и другіе будутъ описаны въ своемъ мѣстѣ; те
перь же опишемъ вкратцѣ непочтовыя дороги, соединяющія уѣздные города
губерніи, какъ между собой, такъ и съ пограничными городами сосѣднихъ(*)
(*) Баронъ Герберштейнъ лътопнсецъ XV столѣтія
*