ДОБРОКЛОНСКИЙ А. П. СОЛОТЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ, ЕГО СЛУГИ И КРЕСТЬЯНЕ В ХVII ВЕКЕ - page 130

1 2 8
С0Л0ТЧИНСК1Й МОНАСТЫРЬ.
янъ: чувствуя свою власть, били ихъ, производили иногда незаконные
поборы съ нихъ и, по выражение тогдашнихъ бумагъ, „плутали и во­
ровали" 70'); не даромъ крестьяне иногда называли ихъ „кровопш-
цани“ 70S). Притесняя паконецъ слугъ и крестьянъ непосильными
платежами и работами, самъ монастырь однако не думаетъ отказы­
вать себе въ удобствахъ жизни... Можно указать въ деятельности
монастыря и другую сторону: именно онъ иногда ревновалъ не въ
м4ру относительно религюзно-нравственной жизни крестьянъ; это тогда,
когда напр. каралъ за невинныя игрища, называя ихъ, въ духе сво-
ихъ монастырскихъ воззренш, бесовскими. Что касается просвети­
тельной роли монастыря, то она совсемъ не занимаетъ виднаго места
и, кажется, монастырь совсемъ не имелъ ее въ виду, какъ нарочитую
роль. Указы о томъ, чтобы родители учили своихъ семейныхъ, мужья—
женъ, братья— сестеръ благочестие и благонравт, разсылка указовъ
объ исповеди въ годовые посты и т. п. не могутъ служить выраже-
шемъ заботъ монастырской власти о релипозномъ просвещенш кресть­
ян!,
и слугъ. Гораздо важнее въ этомъ случае обучеше грамоте,
какое велось въ монастыре. Но и оно имело очень узкое значеше:
организованной школы не было, ученики учились невнимательно, ихъ
самихъ было очень не много—почти исключительно изъ дьяческихъ
детей, и учились они лишь по книгамъ церковнымъ—псалтири, часо­
слову, апостолу, читая и выучивая ихъ наизустъ... 70:|) Къ законности
и порядку, словомъ къ сдержке своего произвола пр1учалъ монастыр­
скихъ слугъ и крестьянъ, культивировалъ ихъ, такъ сказать, въ сфере
отношенШ другъ къ другу постепенно самъ по себе тотъ судъ, кото­
рый каралъ проявлешя такого произвола и кулачнаго права. Но мо­
настырь сознательно активной роли въ этомъ не игралъ. Существен­
ною заботою его было устроить свое матер1альное положеше. Отсюда
ложится своеобразный колорита и на отношешя его къ крестьянами
крестьянинъ и слуга для него прежде всего рабочая сила и источ-
никъ капитала. Въ свою очередь это отразилось на положеши и
складе крестьянскаго
Mipa.
Финансовая сторона, какъ насущная,* 703
7'” )
Ш
35, 157, ЗОЯ, 330, 331 отд. А; 342 отд. В и др.
703) № 124 отд. Б.
70:i) Л"№ 593 отд. Б. ответ, въ Жури. Арх. Ряд. Комм. засЬд. 9 ноября
1886 г.; Л? 2, 27, 121 отд. В; ер. № 212 Сем. библ. Некоторые учились еще
иконописашю, но это не имЬло собственно культурного значешя для монастыр­
скихъ крестьянъ и слугъ.
1...,120,121,122,123,124,125,126,127,128,129 131,132,133,134,135,136,137,138
Powered by FlippingBook