ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА . 1915 г. № 5-12. МАЙ-ИЮНЬ. ГОД ИЗДАНИЯ ЧЕТВЕРТЫЙ. - page 844

,№11
ВЪСТНИКЪ
РЯЗАЫОКДГО
ГУБЕРНСКАГО ЗЕМСТВА.
81
кой
однокомплектной
школѣ
достигать
вполнѣ
удовлетворитель-
ныхъ
результатовъ.
Въ
этомъ
случаѣ
лишь
слѣдуетъ
обратить
еще
болѣе
серьезное
вниманіе
на
правильную постановку
само-
стоятельныхъ
работъ,
на
возможно
частую
организацію
совмѣст-
ныхъ
работъ
I
и
II
или
II
и
III
отдѣленій,
на
умѣлое
ис-
лояьзованіе,
наконецъ,
силъ
старшихъ учениковъ
для
помощи
мнадшимъ.
Все
это
еще
разъ говоритъ
за
то,
что
въ
такія
одво-
комллектныя
школы
должны
быть
назначаемы
наиболѣе
опыт-
ные
учителя.
Вопросу
объ
организаціи
занятій
съ
тремя
отдѣленіями
и
посвящена
глава
XIII
книги
Обухова
и
Коридалина.
Авторы
правильно
указываютъ
на
трудности
обычно
практикующагося
опытными
учителями
способа
одновременныхъ
занятій
со
всѣми
тремя
отдѣленіями,
но
разными
предметами
и
темами
для
каж-
даго
отдѣленія.
Помимо
того,
что
такой
способъ
требуетъ
боль-
шого
искусства,
умѣнія
во-время
переходить
отъ
отдѣленія
къ
отдѣлеяію,
не
теряя
нити
занятій
въ
каждомъ
отдѣденіи,
уроки
одновременныхъ занятій
со
всѣми
отдѣленіями
по
разному
ма-
теріалу
будутъ
страдать отрывочностью.
Поэтому
Обуховъ
иКо-
ридалпнъ
рекомендуютъ
болѣе
пользоваться
совмѣстными
заня-
тіями
съ
двумя
отдѣленіями
и
умѣлой
постановкой
самосго-
ятельныхъ
работъ.
Здѣсь
также весьма
серьезное
значеніе
имѣетъ
удачно
составленный
расписанія
занятій,
и
авторы
даютъ
нѣ-
,
сколько
примѣровъ
такого
расписанія.
Какъ
бы
ни
были,
однако,
умѣло
поставлены
занятія
въ
однокомплектвой
школѣ
съ
тремя
отдѣлѳніями,
какъ
бы
ни
былъ
искусенъ
и
опытенъ
учащій,
все
же
нужно признать,
что
трех-
годичнаго
курса
въ
такой
школѣ
маловато,
и
потому
сдѣдуетъ
стремиться
къ
ввеценію
и въ
однокомплектной
школѣ
четырех-
годичнаго
курса.
Такой
курсъ
въ
однокомплектной
школѣ
мо-
жетъ
быть
осуществленъ
двумя
путями:
или
учитель
ведетъ
занятія
со
всѣми
четырьмя
отдѣлѳніями,
или
яш
вводится
нееже-
годный
пріемъ.
Въ XIY
главѣ
своей
книги
Обуховъ
и
Кори-
далинъ
и
разсматриваютъ
оба
изъ
только
что
указанныхъ
спо-
собовъ
осуществленія
4-годичнаго
курса
въ
однокомплектной
школѣ.
Авторы
правы, утверждая,
что
даже
при
способѣ
занятія
одного
учителя
со
всѣми
4-мя
отдѣленіями
введеніе
лишня-
го
года
обученія
является
плюеомъ.
Только
при
этомъ
авторы
ставятъ
непремѣннымъ
условіемъ,
чтобы
на
рукахъ
у учителя
°ыло
не
болѣе
45
учащихся.
Очевидно,
что
при
наличности
у
учителя
4-хъ
отдѣлѳній
1...,834,835,836,837,838,839,840,841,842,843 845,846,847,848,849,850,851,852,853,854,...1003
Powered by FlippingBook