ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА . 1915 г. № 5-12. МАЙ-ИЮНЬ. ГОД ИЗДАНИЯ ЧЕТВЕРТЫЙ. - page 838

11
ВЬСТНИКЪ РЯЗАНСКАГО ГУБВРНСКАГО ЗЕМСТВА.
75
Опѣдующая
глава
разсматриваемой
книги
Обухова
и
Ко-
ридалина
указываѳтъ
„недостатки
и
преимущества
занятій
одно-
го
учителя
съ
несколькими
отдѣленіями",
а въ
связи
съ
этимъ
останавливается
на
нѣкоторыхъ
вопросахъ
школьной
организаціи.
Недостатки,
впрочемъ,
настолько
очевидны
для
каждаго,
что
авторы
на нихъ
не
останавливаются
долго,
отмѣчая
лишь,
что
невыгоды
веденія
однимъ
учителемъ
нѣсколькихъ
отдѣле-
ній
усугубляются
у
насъ
въ
виду
недостаточной
подготовлен-
ности
учащаго
персонала.
Зато
далеко
не
для
всякаго
очевидны,
а
многими
и
со-
всѣмъ
упускаются
изъ
виду
преимущества
веденія
однимъ
учи-
телемъ
нѣсколькихъ
отдѣленій,
а
потому
авторы
книги оста-
навливаются
съ
большей
подробностью
на
выясненій
этихъ
пре-
имуществъ. Въ виду
значительности
этихъ
преимуществъ,
ав-
торы
даже
приходятъ
къ
выводу,
который
учителямъ,
мечта-
ющимъ
о
возможности заниматься
лишь
съ
однимъ
отдѣлѳніемъ,
покажется,
вѣроятно,
страннымъ,
а
именно:
школа
съ
двумя
отдѣпеніями
на
учителя
предпочтительнѣе
школы
съ
однимъ
отдѣленіемъ
на
каждаго
учащаго.
Важнѣйшимъ
изъ
преимуществъ
веденія
занятій
не съ
од-
нимъ
отдѣленіѳмъ
является
вытекающая
отсюда
необходимость
разгруженія
учащихся
учебнымъ
матеріаломъ,
раасчитаннымъ
при
томъ
же,
въ
силу
основного
недостатка
вообще
нашей
русской
школы
(не
только
начальной,
но
средней
и
отчасти
даже
высшей),
больше
на
пассивное
усвоеніе
памятью.
Необхо-
димость
разгруженія
учебнымъ
мате]эіаломъ
повлечетъ
за со-
бою
болѣе
углубленную проработку
этого
матеріала
и
дастъ
возможность
пріобрѣсти
и
упрочить необходимые
навыки.
Авто-
ры
совершенно справедливо
указываютъ,
что
въ
начальной
шкопѣ
главною
цѣлью
является
пріобрѣтеніе
прочныхъ
навы-
ковъ
(въ
чтеніи,
письмѣ^
рѣчи,
счетѣ,
въ
наблюденіи
окружа-
ющего.
Теперь
всѣми
сознана
односторонность интеллектуализ-
ма
въ
обученіи,
т.
е.
преслѣдованія
лишь
умсгвеннаго
развитія,
з
особенно
односторонность
пассивнаго
обученія,
т.
е.
такого
%ченія,
дѣятельнымъ
участникомъ
котораго
является
лишь
обучающій,
стремящійся
начинить
знаніями ученика,
мало
заботясь
о
томъ,
какое
примѣненіе
этимъ
ьнаніямъ
сумѣетъ
сдѣлать
впослѣдствіи
ученикъ,
да
и
сумѣетъ-ли
это
сдѣлать.
условіяхъ
занятій
учителя
не съ
однимъ
отдѣленіемъ
какъ
разъ
и
данъ
корректявъ
къ
отмѣченному
только
что
явленію
6
ъ
нашей
школьной
жизни.
Правильно
организованныя
и
вдум-
1...,828,829,830,831,832,833,834,835,836,837 839,840,841,842,843,844,845,846,847,848,...1003
Powered by FlippingBook