бы человека с природой и подчинению ее его воле,
Довженко нашел замечательные приемы, при по
мощи которых самая природа раскрывается нам в
действии как драматургический элемент, а не де
корация фильма. Довженко — непревзойденный ма
стер кинематографической панорамы, в которую
он всегда вкладывает глубокий философский смысл.
Вот на фоне ветренно-вечернего неба густо па
дает на землю пожелтевшая листва. Осень. Пора
увядания. Своими холодными красками природа
драматизирует действие, передает зрителю настрое
ние тревоги. Мичурин выкапывает деревья. Острое
ощущение неудачи. Но разум и воля человека по
беждают...
...Вслед за чудесными панорамами ледохода и ве
сеннего разлива мы видим, как зеленеет молодая
листва. Деревья оживают. Игра солнечных бликов
на воде, на стволах деревьев вливает чувство бод
рости... И зритель вместе с Мичуриным торжествует
победу над природой.
...Мичурин торопливо идет сквозь строй оголен
ных серо-синих сучьев осеннего сада. Он идет по
давленный страшным горем, так ‘неожиданно сва
лившимся на него,—умерла жена, Александра
Васильевна. Горечь утраты близкого человека, дру
га и помощника, гонит его навстречу сильным по
рывам ветра. Голые сучья хлещут, как сама судь
ба, но он полон решимости к преодолению любых
препятствий. Это — огромной впечатляющей силы
поэтическая метафора, выраженная языком кино
искусства. Вот таким мучительно трудным был жиз
ненный и творческий путь Мичурина — революцио-
нера-подвижника науки в условиях царской России.
И,
наконец, незабываемы в фильме панорамы
снежных гор. В лютый мороз больной Мичурин, без
8