Грачев, В. О. О кинофильме "Мичурин" - page 12

бы человека с природой и подчинению ее его воле,
Довженко нашел замечательные приемы, при по­
мощи которых самая природа раскрывается нам в
действии как драматургический элемент, а не де­
корация фильма. Довженко — непревзойденный ма­
стер кинематографической панорамы, в которую
он всегда вкладывает глубокий философский смысл.
Вот на фоне ветренно-вечернего неба густо па­
дает на землю пожелтевшая листва. Осень. Пора
увядания. Своими холодными красками природа
драматизирует действие, передает зрителю настрое­
ние тревоги. Мичурин выкапывает деревья. Острое
ощущение неудачи. Но разум и воля человека по­
беждают...
...Вслед за чудесными панорамами ледохода и ве­
сеннего разлива мы видим, как зеленеет молодая
листва. Деревья оживают. Игра солнечных бликов
на воде, на стволах деревьев вливает чувство бод­
рости... И зритель вместе с Мичуриным торжествует
победу над природой.
...Мичурин торопливо идет сквозь строй оголен­
ных серо-синих сучьев осеннего сада. Он идет по­
давленный страшным горем, так ‘неожиданно сва­
лившимся на него,—умерла жена, Александра
Васильевна. Горечь утраты близкого человека, дру­
га и помощника, гонит его навстречу сильным по­
рывам ветра. Голые сучья хлещут, как сама судь­
ба, но он полон решимости к преодолению любых
препятствий. Это — огромной впечатляющей силы
поэтическая метафора, выраженная языком кино­
искусства. Вот таким мучительно трудным был жиз­
ненный и творческий путь Мичурина — революцио-
нера-подвижника науки в условиях царской России.
И,
наконец, незабываемы в фильме панорамы
снежных гор. В лютый мороз больной Мичурин, без
8
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,...56
Powered by FlippingBook