шапки, в распахнутом пальто, подходит к работаю
щим в саду сотрудникам и сообщает им о смерти
Ленина. «За свою жизнь,— взволнованно говорит
Мичурин,— он принес человечеству больше добра,
чем все великие люди мира за десять столетий. Не
придет в наш сад великий мечтатель. Во имя и в
честь бессмертного человека, который вывел нашу
страну іна первое место в истории, который нас
открыл, продолжим его дело. Пусть же пребудет
он вместе с нами в цвету вечно живой, как жива
земля и. народ, породивший его в бесконечном
восхищении...»
Как эти снежные и суровые в своем безмолвии
горы с застывшими над ними в морозном воздухе
тяжелыми облаками ощутимо гармонируют со
скорбью о Ленине!
Но вот следуют одна за другой панорамы весны.
Бурный разлив реки. Затопленные водой деревья
с распускающейся зеленью. Зацветающие сады. И
на фоне ясного неба, возвышаясь над цветущими
деревьями, словно дирижирует природой Мичурин—
человек социалистического общества, побеждающий
стихию.
Так доводит Довженко до зрителя поэтическую
мысль о том, что великий Ленин живет в делах лю
дей, им воспитанных.
* * *
Трудность в создании биографического фильма о
Мичурине состояла прежде всего в том, что в
основу этого кинопроизведения нужно было поло
жить научный спор между последовательным за
щитником материалистического направления в био
логии И. В. Мичуриным и ярыми поборниками реак
ционного учения Моргана — Менделя —Вейсмана.
9