птиц, наблюдать за жизнью животных и растений. По
купных игрушек у него никогда не было1. Кусочки дерева,
кирпичи, веточки деревьев в воображении ребёнка
становились живыми существами, с которыми он любил
играть в уединённом уголке сада. Особенно ему нрави
лись семена разных растений. Маленький исследователь
природы собирал их, а потом высевал где-нибудь в укром
ном месте, поливал и терпеливо дожидался результатов
посева.
«Я, как помню себя,— писал позже Иван Владими
рович, — всегда и всецело был поглощён только одним
стремлением к занятиям выращивать те или другие ра
стения, и настолько сильно было такое увлечение, что я
почти даже не замечал многих остальных деталей жизни;
они как будто все прошли мимо меня и почти не оставили
следов в памяти» *.
Девяти лет мальчика отвезли в Пронск, где он посту
пил в уездное училище.
Летом, приезжая на каникулы домой, он помогал
отцу работать в саду и на пасеке, собирал семена, расте
ния для составления гербария, вёл дневник наблюдений
над явлениями природы.
Однажды он нашёл где-то у отца старинный кален
дарь графа Брюса с предсказаниями погоды на сто лет
вперёд и с увлечением изучал его. Среди детских тетрадок
Мичурина сохранился пожелтевший от времени днев
ничок, в котором тринадцатилетний мальчик, увлекаясь
«опытом предсказания погоды», зарисовывал созвездия,
фазы планет, отмечал изменения климата, время цветения
и созревания растений. Не по летам серьёзный и вдумчи
вый, он больше всего интересовался природой и её явле
ниями, чуждаясь товарищей, их детских игр и забав.
Иногда летом Ваня Мичурин гостил в соседнем по
местье, у тётки Татьяны Ивановны, умной и энергичной
женщины, которая всячески поощряла его занятия бота
никой и работы в саду.
Отец и тётка решили послать смышлёного, способ
ного юношу учиться в Петербургский лицей и после
окончания уездного училища готовили его к этому по
курсу гимназии. Но неожиданная тяжёлая болезнь отца
расстроила все планы.
1 И. В. Ми ч у р и н , Соч., т. I, Сельхозгиз, 1948, стр. 5.
15