ТВОРЧЕСКИЙ ДА РВИНИ ЗМ
¥
x f-l ичурин был «миллионером фактов». «Через мои руки, —
отмечал Мичурин, — прошли десятки тысяч опытов. Я выра
стил массу новых разновидностей плодовых растений, из ко
торых получилось несколько сот новых сортов, годных для
культуры в наших садах, причем многие из них по своим
качествам нисколько не уступают лучшим иностранным сор
там. . . Накопился целый архив черновых записей различных
наблюдений по делу выводки новых сортов растений».1
Но ко всем этим многочисленным наблюдениям и добы
тым в опытах данным Мичурин подходил не как простой кол
лекционер фактов, а как теоретик. Тщательно отмечая малей
шие детали явлений, Мичурин искал и находил при их
анализе общие законы, открытие которых давало возможность
управлять этими явлениями не только самому, но и другим.
Отдельно взятые, изолированные факты еще не составляют
науки, хотя она и рождается из их сопоставления. Если бы
теоремы относились только к одному какому-нибудь треуголь
нику, то не было бы науки геометрии; если бы положения
химии были правильны только для одной единственной
частицы серы или железа, углерода или водорода, то не было
бы химии как науки. Великий мудрец древности Аристотель
говорил: «Не имеется науки частного» — и это прекрасно по
нимал мудрец современности Мичурин. В деталях жизни
растений Мичурин раскрывал законы жизни, лежащие в
основе всей данной группы фактов; этим он освобождался от
пассивного ожидания милостей природы, от кладоискатель-
ства и завоевывал блага природы, руководствуясь светочем
предвидения, светочем теории.
Однако лишь правильно отображающая законы явлений
теория создает силу предвидения и ориентировки в управле
нии этими явлениями. Лишь правильно избранный путь науч
ных исследований ведет к успеху. Прав был философ Бекон,
‘ И. В. Мичурин. Соч., т. I, стр.- 91.
61