А. НОВИКОВ-ПРИБОЙ. ЦУСИМА - page 377

воды и воздуха, состояние погоды, моря и неба, число
оборотов машины и т. д. Журнал подписывается
вахтенным начальником.
ВАХТЕННЫЙ НАЧАЛЬНИК —офицер, правящий вахтой; ему
подчинена вся вахтенная команда. Вахтенный начальник
во время своей вахты отвечает за безопасность корабля,
за содержание его в постоянной исправности, за соблю­
дение порядка, за исполнение всех приказаний команди­
рша и старшего офицера (помощника командира судна).
ВЕЛЬБОТ —легкая пяти-шести весельная распашная шлюп­
ка; смотри по тому, для какой цели служит, получает
название адмиральского, капитанского или спасатель­
ного вельбота.
ВЕРФЬ — место постройки судов иа берегу моря, озера или
реки.
ВЕСТОВОЙ — денщик на кораблях царского флота.’
ВЕРХНЯЯ ПАЛУБА — верхний помост, или пол на корабле;
носовая часть ее называется б а к о м :, затем следует
ш к а ф у т , потом — ш к а н ц ы и, наконец, самая кор­
мовая часть верхней палубы называется ют ом.
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ — объем воды, вытесняемый судном.
Вес этого объема равен весу судна.
ВОРСА — куски пенькового троса (веревки), распущенные
, на пряди и каболоки.
ВЫМПЕЛ —длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый
на брам-стеньге на все время плавания корабля.
Г
ГАВАНЬ —водное пространство, огражденное естественно
или искусственно от ветра и волнения и представляю­
щее удобную стоянку для судов.
ГАК—железный или стальной крюк.
ГАКОБОРТ — верхняя часть на кормовой оконечности
судна.
ГАКОБОРТНЫЙ ОГОНЬ —белый огонь, который держат
на гакоборте.
ГАЛЕРНИКИ — каторжане, отбывавшие свое наказание в
старые времена на галерных (гребньгх) судах; рабо­
тали на веслах; галерников иногда приковывали к ме­
стам их работы.
ГАЛЬВАНЕР — специалист, назначаемый для обслуживания
артиллерийской электротехники.
ГАЛЬЮН —отхожее место на корабле.
ГАЛЬЮНЩИК — матрос, заведующий гальюном.
ГАФЕЛЬ — наклонное рангоутное (см. рангоут) дерево, од­
ним концом упирающееся в мачту. На. другом его конце
на ходу поднимается кормовой флаг.
13'
373
1...,367,368,369,370,371,372,373,374,375,376 378,379,380,381,382,383,384,385,386,387,...416
Powered by FlippingBook