Page 119 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 119
«Есть под Пронском такое место – Чёртово городище... Да не одно, а целых четыре: так
называют разные урочища и овраги, расположенные, впрочем, очень кучно. В каком из
них на самом деле водятся черти, разберемся вместе!
На косточках
Недоезжая Пронска есть такое село – Елшино. Лес там густой, место высокое, и вечером
сосны предстают темными зубцами на фоне неба, словом, чертям – раздолье! Там-то,
вблизи села, и расположено первое из четырех городищ.
Как так вышло геологически – ученые не понимают, но Чёртово городище с трех сторон
окружает лесной овраг естественного происхождения, на дне которого в иное лето (в
зависимости от количества снега зимой) и потечет ручеек, вырывающийся потом из лесу
и добегающий до самой Прони. На городище бывали археологи, и нашли там памятники
фатьяновской культуры: наконечники стрел, черепки глиняной посуды, детали бронзо-
вых украшений. А значит, уже четыре тысячи лет назад племена «волго-балтских
охотников» (таким странно-неконкретным именем называют представителей фатьянов-
ской культуры, о которых известно очень немного) проникли сюда, и натолкнулись на
аборигенов, все еще живших ценностями каменного века.
Культура этих аборигенов зовется волосовской – не от имени языческого бога, а от
названия деревеньки под Муромом, где впервые были раскопаны ее памятники. Воло-
совцы умели обрабатывать только камень, фатьяновцы – бронзу. Фатьяновцы шли с
Северо-Запада и заселяли древние волосовские земли, умело пользуясь боевыми
топорами: по сей день находка проломленных черепов по всем могильникам Восточной
Европы – дело обычное. Волосовцы исчезли. Городище осталось. В безлунные ночи над
ним поднимается желтоватое зарево: это, говорят, черти выгуливают в лесу четырехты-
сячелетние души.
Пожарский видел
Впрочем, городище близ Елшина послужило, если верить «Отечественным запискам» от
1828 года, плацдармом для Дмитрия Пожарского, подошедшего сюда из Зарайска. В то
время – а шел 1610 год – польские войска заперли в Пронске воеводу Прокопия Ляпуно-
ва, собиравшего ополчение, чтобы идти на Москву. Оглядев окрестности с высоты
Чёртова городища, Дмитрий Михайлович «напролом» ударил по захватчикам и разгонал
их по окрестным болотам, после чего соединил свое войско с Ляпуновским и пошел
освобождать первопрестольную от «поганых католиков».
Кстати, те же «Отечественные записки» утверждают, что на Чёртовом городище
находилось языческое капище. Христиане, пришедшие в пронский край, «из поругания»
назвали его Чёртовым, и всегда обходили стороной.
След атамана
С другой стороны, в пяти километрах от Елшина есть село Красное, а там свое Чёртово
городище. Так назван курган – он значительно меньше, чем возвышенность в соседней
деревне, зато про него ходят слухи, что в нем сокровища.
Вообще атаманы вроде Чуркина, Веревкина и Цветкова – герои земли рязанской, и чуть
не в каждом районе про них рассказывают были и небылицы. Но ни один из этих
атаманов в подметки не сгодится легендарному Кудеяру – то ли потому, что последнего
изящно воспел Некрасов, то ли действительно последний был крут нравом как никто.
Словом, в Красном все знают, что Кудеяр зарыл свои сокровища именно в их Чёртовом
городище, только вот до сих пор никто не может отрыть. Заклятие на сокровищах, а
курган наметан нечистой силой. Так что и от него лучше держаться подальше.
Для лирики
Если же мы проследуем в село Панкино (тоже недалеко от обоих предыдущих), то
сможем там с легкостью углубиться в дебри литературоведенья. По мистической
причине и в Панкине не обошлось без Некрасова: в его поэме «Кому на Руси жить
хорошо» есть песнь, или вставная баллада «Про холопа примерного, Якова верного». Кто
не помнит, этот Яков до смерти перепугал своего собственного барина, повесившись у
117