Page 119 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 119

«Есть под Пронском такое место – Чёртово городище... Да не одно, а целых четыре: так
                  называют разные урочища и овраги, расположенные, впрочем, очень кучно. В каком из
                  них на самом деле водятся черти, разберемся вместе!
                                                      На косточках
                   Недоезжая Пронска есть такое село – Елшино. Лес там густой, место высокое, и вечером
                  сосны  предстают  темными  зубцами  на  фоне  неба,  словом,  чертям  –  раздолье!  Там-то,
                  вблизи села, и расположено первое из четырех городищ.
                   Как так вышло геологически – ученые не понимают, но Чёртово городище с трех сторон
                  окружает  лесной  овраг  естественного  происхождения,  на  дне  которого  в  иное  лето  (в
                  зависимости от количества снега зимой) и потечет ручеек, вырывающийся потом из лесу
                  и добегающий до самой Прони. На городище бывали археологи, и нашли там памятники
                  фатьяновской  культуры:  наконечники  стрел,  черепки  глиняной  посуды,  детали  бронзо-
                  вых  украшений.  А  значит,  уже  четыре  тысячи  лет  назад  племена  «волго-балтских
                  охотников»  (таким  странно-неконкретным  именем  называют  представителей  фатьянов-
                  ской культуры, о которых известно очень немного) проникли сюда, и натолкнулись на
                  аборигенов, все еще живших ценностями каменного века.
                   Культура  этих  аборигенов  зовется  волосовской  –  не  от  имени  языческого  бога,  а  от
                  названия  деревеньки  под  Муромом,  где  впервые  были  раскопаны  ее  памятники.  Воло-
                  совцы  умели  обрабатывать  только  камень,  фатьяновцы  –  бронзу.  Фатьяновцы  шли  с
                  Северо-Запада  и  заселяли  древние  волосовские  земли,  умело  пользуясь  боевыми
                  топорами: по сей день находка проломленных черепов по всем могильникам Восточной
                  Европы – дело обычное. Волосовцы исчезли. Городище осталось. В безлунные ночи над
                  ним поднимается желтоватое зарево: это, говорят, черти выгуливают в лесу четырехты-
                  сячелетние души.
                                                    Пожарский видел
                   Впрочем, городище близ Елшина послужило, если верить «Отечественным запискам» от
                  1828 года, плацдармом для Дмитрия Пожарского, подошедшего сюда из Зарайска. В то
                  время – а шел 1610 год – польские войска заперли в Пронске воеводу Прокопия Ляпуно-
                  ва,  собиравшего  ополчение,  чтобы  идти  на  Москву.  Оглядев  окрестности  с  высоты
                  Чёртова городища, Дмитрий Михайлович «напролом» ударил по захватчикам и разгонал
                  их  по  окрестным  болотам,  после  чего  соединил  свое  войско  с  Ляпуновским  и  пошел
                  освобождать первопрестольную от «поганых католиков».
                   Кстати,  те  же  «Отечественные  записки»  утверждают,  что  на  Чёртовом  городище
                  находилось языческое капище. Христиане, пришедшие в пронский край, «из поругания»
                  назвали его Чёртовым, и всегда обходили стороной.
                                                      След атамана
                   С другой стороны, в пяти километрах от Елшина есть село Красное, а там свое Чёртово
                  городище. Так назван курган – он значительно меньше, чем возвышенность в соседней
                  деревне, зато про него ходят слухи, что в нем сокровища.
                   Вообще атаманы вроде Чуркина, Веревкина и Цветкова – герои земли рязанской, и чуть
                  не  в  каждом  районе  про  них  рассказывают  были  и  небылицы.  Но  ни  один  из  этих
                  атаманов в подметки не сгодится легендарному Кудеяру – то ли потому, что последнего
                  изящно  воспел  Некрасов,  то  ли  действительно  последний  был  крут  нравом  как  никто.
                  Словом, в Красном все знают, что Кудеяр зарыл свои сокровища именно в их Чёртовом
                  городище,  только  вот  до  сих  пор  никто  не  может  отрыть.  Заклятие  на  сокровищах,  а
                  курган наметан нечистой силой. Так что и от него лучше держаться подальше.
                                                      Для лирики
                   Если  же  мы  проследуем  в  село  Панкино  (тоже  недалеко  от  обоих  предыдущих),  то
                  сможем  там  с  легкостью  углубиться  в  дебри  литературоведенья.  По  мистической
                  причине  и  в  Панкине  не  обошлось  без  Некрасова:  в  его  поэме  «Кому  на  Руси  жить
                  хорошо» есть песнь, или вставная баллада «Про холопа примерного, Якова верного». Кто
                  не помнит, этот Яков до смерти перепугал своего собственного барина, повесившись у



                                                           117
   114   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124