Page 118 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 118

лунную ночь. Внезапно его так одолел сон, что он прислонился к изгороди из жердей и
                  задремал стоя. Вдруг очнулся и видит, над лесом низко летит красная огненная голова и
                  рассыпает искры, как хвост. Не долетев до кордона, змей рассыпался, а в лесу послыша-
                  лось ржание лошадей. Николай Иванович хорошо знал, что за столько вёрст от любой
                  деревни  никакого  табуна  в  лесу  быть  не  может.  «Ну  я  не  дал  никакую  появу»  т.  е.  не
                  обнаружил себя. Потом слышен был стук копыт и звон металла, как подкова об подкову
                  заденет. «А летом разве бывают подковы?» – рассуждал Николай Иванович. – Место это
                  на Умаре – чёртово место, там чёрти своих лошадей куют. У них там кузница». Видел он
                  змея примерно в 1962 году, ему было 27 лет. Он непьющий и очень хороший хозяин, по
                  словам его жены и по виду домашних построек.
                           Рожнова А. (учащаяся 9 класса Кадомской СОШ, краеведческое объединение ГОУ ДОД ОЦДЮ-
                  ТиЭ. Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Кадомской СОШ, педагог дополнитель-
                  ного образования ГОУ ДОД ОЦДЮТиЭ Михайлина Е. Ф.) Элементы традиционного народного культурного
                  комплекса  деревни  Сумерки  Кадомского  района.  Работа  представлена  на  III  областном  конкурсе  по
                  школьному  краеведению  «Рязанская  земля.  История.  Памятники.  Люди».  Секция  «Этнография».  29–31
                  января  2008  г.  Работа  хранится  в  Рязанском  областном  научно-методическом  центре  народного
                  творчества г. Рязани.
                   Смотри: место Чертопляс у п. Брыкин Бор, Спасский р-н.

                   место Чёртово Городище у с. Елшина, Пронский р-н
                   У села Елшина место особенно высокое, глухое, лес возвышается шапкой на фоне неба.
                  Это и есть Чёртово (или Елшинское) городище...
                   Городище на высоком мысе, 70 на 30 метров размером, с трех сторон окружено лесными
                  оврагами, а со стороны входа у подножий деревьев видны два вала со рвами, скреплен-
                  ные корнями трав, кустарников, деревьев...
                   Здесь,  на  городище,  археологи  нашли  остатки  поздне-радецкой  культуры,  переход  к
                  более  поздним  финно-угорским  поселениям.  Рядом  была  раскопана  группа  курганов  с
                  инвентарем вятичей XII–XIV веков. А по преданиям, в Чёртовом Городке имела притон
                  разбойничья шайка с атаманом Булатом и дочерью Прощеной (Смотри: место Прощенин
                  Колодец у г. Скопин), потом было убежище жителей Пронска от татар, а впоследствии –
                  гнездилище разбойника Кудеяра... (Смотри: место Каменные Кресты (Крестцы) между с.
                  Абакумово и с. Чулково, Пронский р-н).
                   Чёртово Городище – одно из лесных урочищ. В этом лесу еще есть Монастырская дача,
                  Есеники (от Ясеня), Петрова роща, Скородня, Шарки.
                           Назаров И. Пронский лес. // Приокская правда. – 1976. – 23 ноября
                   «Чертово Городище – насыпь, покрывающая тела убитых иноплеменников, или, может
                  быть,  не  означавшая  ли  место  древнего  языческого  капища,  а  потому  из  поругания
                  (вероятно, уже во время христианства), названная Чертовою. С сего самого кургана, если
                  верить  преданию,  князь  Пожарский  наблюдал  за  движениями  поляков,  осаждавших
                  Пронск. Знаменитый воин сей (говорит один из описателей его деяний) самыми дрему-
                  чими лесами, трущобами и студенцами, пробирался из Зарайска к берегам речки Истьи:
                  от  нее  через  Лоск  Чулошный  (ныне  Чулковский)  достиг  высоты  Чертовой,  заметил
                  распорядок неприятельский, грянул на него напролом и освободил в Пронске осажденно-
                  го,  известного  воеводу  Прокофия  Ляпунова.  Все  это  произошло  во  время  договоров  с
                  Королевичем Владиславом».
                           Макаров М. Статистическое описание города Пронска, в Рязанской губернии 1826 года. // Оте-
                  чественные записки. – СПб., 1828. – часть. 36. – С. 73, 74
                   Вблизи  села  Елшина  есть  высокая  насыпь,  называемая  Чертовым  городищем.  Сила
                  нечистая  за  одну  ночь  наметала  этот  высокий  курган  и  указала  с  его  вершины  путь
                  врагам безбожным к Пронску. Внутри кургана есть клады, но никто ими воспользоваться
                  не может.
                           Макаров М. Н. Народные сказания рязанщины и владимирщины: Чертово городище. // Москов-
                  ский журнал, 2007. – № 7. – С. 35
                           Переписано из «Русских преданий» М. Макарова 1838 г. // Пронский рабочий. (Пронск). – 1991. – 4
                  сентября


                                                           116
   113   114   115   116   117   118   119   120   121   122   123