Page 114 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 114

Архитектура моста не сложна. Длинные колья 8 сантиметров в диаметре и 6–7 метров
                  длиной, загоняются в дно реки на 1–2 метра так, что каждые 2 кола образуют букву Х.
                   Центр этой быквы-перектест кольев приходится в 2-х метрах над поверхностью воды…
                   …Если  к  этому  добавить,  что  проходящий  по  моту  идёт  на  полутораметровой  высоте
                  над  водой,  что  перила  свободно  гнуться  под  опирающейся  рукой,  что  при  встречах
                  необходимо расходиться, стоя только на одной доске, шириной в 25–30 сантиметров, то
                  станет  ясно,  что  без  привычки  путешествие  по  такому  сооружению  является  одним  из
                  способов получения сильных ощущений, что, в свою очередь, и дало повод к названию
                  моста: «Чортов»…».
                           Державин Г. В., Солодовников Д. Д., Яблоков Е. И. Поездка в Солотчу. Путеводитель. – Рязань,
                  1930. – С. 27–29.
                   Смотри: место Чертопляс у п. Брыкин Бор, Спасский р-н.

                   место Чёртов Угол у с. Бортное, Рыбновский р-н
                   Смотри: Засека – лесной массив, Рыбновский р-н.
                   Смотри: место Чертопляс у п. Брыкин Бор, Спасский р-н.

                   место Чёртов Угол у с. Горетово, Рязанский р-н
                   (Смотри:  место  Крестовый  Бугор  у  с.  Вышгород,  Рязанский  р-н).  «...Тела  татар-
                  «басурманов»  хоронили  отдельно.  Их  закопали  в  овраге  близ  теперешней  деревни
                  Горетово.  Говорят,  потом  на  этом  месте  деревья  росли  корявые  и  больные, опутанные
                  ежевикой, от чего все место стало непролазным. О месте этом сохранилась дурная слава.
                  Доныне его называют Чертов Угол».
                           Левошин  Н.  Н. Подборка газетных материалов и выписки из журналов, архивных документов,
                  других публикаций по истории с. Вышгород Рязанского уезда. ГАРО Ф. Р – 6713, Оп. 1, Д. 126, Л. 36
                   По территории Касимовского района протекает р. Бабёнка. Один из мифов гласит, что
                  Бабёнка,  при  которой  первоначально  был  основан  Городец  Мещерский  (теперешний
                  Касимов),  получила  своё  название  из-за  того,  что  кочевники  поставили  на  её  берегах
                  «каменных баб». Они служили надгробьями погибшим в битве с татарами.
                           Данилин Е. Столица Мещёры. // Семь. – 2005. – 29 июня
                   Смотри: место Чертопляс у п. Брыкин Бор, Спасский р-н.
                   Смотри: х. Могиловка, Старожиловский р-н.

                   урочище Чёртов Угол, Клепиковский р-н
                   По утрам сюда часто навевает туманы с близлежащих болот. Проезжих дорог тут нет, да
                  и  незачем.  Разве  что  самые  отчаянные  грибники  или  ягодники  набредают  на  урочище
                  Чертов Угол – на картах это место никак не обозначено, а о его названии можно узнать
                  только  из  книг  по  истории  Клепиковского  района.  Мрачную  славу  нехорошего  места
                  полянка в полгектара получила из-за якобы лежащего тут древнего идола и... растущих
                  камней-валунов.
                   В  одной  из  книг  было  изложено  предание  о  некогда  обитавшем  здесь  местном  Робин
                  Гуде  со  товарищи,  которые  грабили  богатых  и  отдавали  награбленное  бедным.  После
                  смерти они превратились в валуны, а главарь – в каменного идола. И поныне лежат они в
                  урочище, пугая местное население.
                   Каменные идолы действительно были распространены в наших широтах. Так, например,
                  лежит перед одной церковью в Муроме поверженный истукан. Откопали представителя
                  дохристианских верований совсем недавно на территории того же храма. И это неудиви-
                  тельно,  ведь  древнейшие  церкви  строили  на  месте  языческих  капищ.  Неужели  здесь
                  могло сохраниться нечто подобное?
                   Местных жителей поблизости совсем не оказалось в наличии, так что подсказать, куда
                  направляться,  чтобы  обнаружить  идола,  было  некому.  Полдня  блужданий  по  лесам  и
                  осушенным болотам вывели к островку сосен, прямо-таки засыпанному камнями разной
                  величины.  По  всем  координатам  получалось,  что  мы  вышли  правильно.  Стройную



                                                           112
   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119