,№
10
ВЪСТНИКЪ
РЯЗАНСКОГО
ГУБЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
49
сказано:
впадающія,
подожимъ,
въ
Ледовитый
океанъ
и
Бѣлое
море;
перечисляются
рѣки,
кратко
описываются
важнѣйшія.
Для
ребенка
посдѣ
3-го
года
новое,
—
это
только
вемноію
лишнихъ
названій
рѣкъ
и ихъ
интересное описаніе.
Въ
новомъ
же
изданіи
не
такъ.
ГГо
орошенію
Россія
раздѣлена
на
пока-
тости,
съ
обозначеніемъ
рѣкъ,
текущихъ
въ
иихъ.
Тутъ
уже
ребенку
приходится
уяснить
новый
терминъ
—
„покатость",
такъ
что связь
съ
морями,
какъ
будто,
исчезаетъ.
Далѣе:
при
дѣле-
ніи
Россіи
на
края
дается
много
названій,
дается
запомнить,
чѣмъ
замѣчатеденъ
каждый
городъ,
съ
цифровыми
данными
по
производству добываемаго
или
торговлѣ.
Все
это издожено
труд-
нымъ
академическимъ
слогомъ.
Для
примѣра,
изъ
Московско-
промышленнаго пространства:
„фабрично-заводская
промышлен-
ность
занимаетъ
руки
500.000
рабочихъ;
числится
въ
краѣ
около
4.000
фабрикъ
и
заводовъ,
производящихъ
на
сумму
око-
ло
600
милліоновъ
рублей.
Первое
мѣсто
среди
фабрикъ
зани-
маютъ
хлопчато-бумажныя,
сосредоточенныя
въ
районахъ
слѣду-
ющихъ
городовъ:
НІуи,
Иваново-Вознесенска,
Переяславля-
Залѣсскаго,
Твери,
Вышняго-Водочка,
Москвы,
Ярославля,
Кинеш-
мы,
Нерехты.
ПІерстяныя
и
шедковыя
ткани
производятся
глав-
нымъ
образомъ
въ
Московской
губ.,
дьняныя
—
во
Владимірской
губ.
(Муромъ), Ярославской
(с. Великое)
и
Костромской
(г.
г.
Ки-
нешма,
Нерехта,
с.
с.
Плѳсъ,
Вичера)«.
И
такихъ
свѣдѣній--
2
страницы.
Гдѣ
же
тутъ
найти
въ
народной
школѣ
время
и
способности
отъ
ребенка,
чтобы
это
переварить?
Я
уже
не го-
ворю
про
систему
канадовъ
и
желѣзныхъ
дорогъ.
Значитъ,
всѣ
успѣхи
по
географіи
свалились
на память
мапенькаго
труженика.
При
добросовѣстномъ
отношеніи нрохо-
жденіе
географіи
заканчивается
въ
1-й
подовинѣ
апрѣдя
(за
двѣ-
три
недѣли
до
экзамена),
считая
3
урока
въ
недѣлю,
а въ
21
учебную
недѣлю
—
63
урока,
что
даетъ
въ
общемъ
до
3
хъ
•страницъ
на
урокъ
въ
50
мин.,
кладя сюда
и
чтеніе,
и
разборъ
прочитаннаго,
и
высирашиваніе
(иногда
бѣлое)
заданнаго.
Слѣ-
Доватедьно,
для
поьторенія
этого
предмета
не
остается
времени,
того
повторенія,
которое
воскресить
въ
памяти
образы пройден-
ного,
а
главное,
дастъ
цѣльное
представленіе
о
предметѣ.
Вы-
скааавъ
такѵю
рецензію
объ
учебникѣ
Пуцыковича,
я
долженъ
оговориться,
что
разсматриваю
его
сквозь
призму
требованій
начальной
школы,
а
не
въ
смыслѣ
его
недостатковъ
и
пригод-
ности
въ
другой
повышеннаго
типа
шкодѣ,
куда
онъ
пред-
назначенъ.