50
ВВСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО ГУВЕРНСКАГО ЗЕМСТВА.
№
l|j
По
русской исторіи
употребляется учебникъ
„Краткая
Русская Исторія".
В.
Сумскаго.
Учебникъ
предназначенъ
дм
городскихъ
и
двухклассныхъ
училищъ.
Не говоря
уже
о
труд,
ности многихъ
отдѣловъ,
какъ-то:
изданіе
Русской
Правды,
удѣльная
система,
смутное время,
реформы
Петра
I,
наказ
Екатерины
II,
учебникъ
очень
обширенъ
для
начальной
школы
(180
стр
);
до
изд.
въ
1914
г.
былъ безъ
картинъ,
что
тоже
важно,
въ
виду
бѣдности
вообще
въ
картинахъ
въ
сельской
ткоиі
Не лучше
дѣло
-
обстоитъ
въ
учебномъ
матеріалѣ
и
по
арифметикѣ.
Для
4-го
года
употребляется
задачникъ
Стеблова,
предназначенный
для
средне-учебныхъ
заведеній.
По этому
задач-
нику
рѣшались примѣры
и
задачи
на
простыя
и
десятичны
дроби,
проценты,
простое
тройное
щэавило
и
правило
смѣшенія.
Надо
замѣтить,
что
въ
задачникъ
включенъ
отдѣлъ
дѣйствій
съ
отвлеченными
и
именованными числами.
Цѣна
задачника
70
кон.
Онъ
обладаетъ
многими
существенными
недостатками.
Напримѣръ:
много опьчатокъ
въ
числовыхъ
данныхъ,
благодаря
чему
нѣкоторыя
задачи
не
могутъ
быть
рѣтены
совсѣмъ,
или
отвѣтъ
получается
не по
задачнику.
Наконецъ,
цифры
напечатаны
очень
мелко,
особенно
въ
отдѣлѣ
простыхъ
дробей,
гдѣ
цифры
нрямо-такп
микроскопическія.
Очевидно,
если
бы
шрифтъ
ихъ
сдѣлать
круп-
нѣе,
задачникъ
вышелъ
бы
очень
внушителенъ
по
объему.
Но
стоитъ
вспомнить
про
зрѣніе
учащихся,
и
тогда
ясно,
что
внеш-
ность
и
размѣръ
шрифта
сугубое
имѣетъ
значеніе.
Хорошо,
что этотъ
задачникъ,
въ
виду
его
дороговизны,
на
каждую школу
полагался только
въ
одномъ
экземплярѣ
(на
уча-
щаго),
значитъ,
и
страдательнымъ
лицомъ
являлся только
ода®
человѣкъ,
и
хорошо
то,
что
многіе
учащіе
отступали
отъ
его
употребленія,
пріобрѣтая
самостоятельно
другія
руководства.
Изъ
другихъ
учебниковъ
по
арифметикѣ
отмѣчу
задачні®
К. П.
Арженикова
1,
2,
3
и
4
годы.
Онъ
сталъ
вытѣснять
въ
школахъ
другіе
задачники.
Его
задачникъ
—
4-й
—
годъ
теперь
доя-,
женъ
занять
надлежащее
мѣсто
въ
4-мъ
отдѣленіи,
такъ
какъ
соцержитъ
отдѣлы
простыхъ
и
десятичныхъ
дробей.
Внѣшность
его тоже
подходяща,
и
назначенъ
онъ
для
низшихъ
учебныхъ
заве-
деній.
Про
его
задачники
—
2-й
и
3-ій
годы
надо-
—
замѣтить
следу-
ющее:
всѣ
отдѣды
пестрятъ
примѣрами
и
задачами
на
дроби,
такъ
что
цѣлымъ
числамъ
отведено
мало
мѣста.
Но
въ
сельскихъ
шко-
лахъ
для
прохожденія
простыхъ
дробей
назначенъ или
коне0
3-го
года
или
4-й
годъ.
Если
о
1
/2,
1
U
и т-
п.
доляхъ
дается
понятіе
и
раньше,
но
это
—
во-
время
и
умѣста,
а
тутъ
уже
вво-