Jfi 10
ВВСТНИЕЪ РЯЗАНСКАГО
ГУЕЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
57
произведено:
чтеній
—
938,
съ
общимъ
количествомъ
слушателей
14.310
чел.,
курсовъ
—
3
съ
общимъ
количествомъ
слушателей^—
183
чел.,
экскурсій—
3
съ
общимъ
количествомъ
участниковъ— 33
чел.
Большинство чтеній
сопровождалось
демонстрированіѳмъ
свѣто-
выхъ
картинъ,
плакатовъ,
иногда
образцовъ
почвъ,
сѣмянъ,
удо-
бреній,
а
также
раздачей
популярныхъ
брошюръ
и
книжекъ.
По
окончаніи
чтенія
устраивались
собесѣдованія
со
слушателями,
гдѣ
обсуждалось
и
разъяснялось
прочитанное. Темами
для
чте-
ній
и
бесѣдъ
служили
всѣ
основные
вопросы
сельскаго
хозяй-
ства.
Кромѣ
того,
нужно
отмѣтить
устройство
бибдіотекъ
съ
набо-
ромъ
наиболѣе
подходящихъ
книгъ.
Такія
библіотеки
устраива-
ются
при
сельскихъ
школахъ,
у
отдѣльныхъ
хозяевъ,
при
раз-
ныхъ
кооперативахъ,
а
также
при квартирахъ агрономовъ
и
агрономическихъ
старостъ.
Курсовъ
по
губерніи
было
устроено
трое
въ
уѣздахъ:
Егорьевскомъ,
Рязанскомъ
и
Скопинскомъ. Въ
Егорьевскомъ
уѣздѣ
они
устраивались
сельскохозяйственнымъ
обществомъ,
въ
Скопинскомъ
—
уѣзднымъ
земствомъ,
въ
Рязан-
скомъ
—
правительственной организаціей,
но
всѣ
при
ближайшемъ
участіи
агрономовъ
землеустройства.
Всѣ
указанныя
мѣропріятія
пользовались
большимъ
успѣхомъ
у
крѳстьянъ.
Количество
посетителей
курсовъ
съ
каждымъ
годомъ
все
возрастаетъ.
Ъъ
устраиваемыхъ
бесѣдахъ
у
агронома
съ
населеніемъ
возникаютъ
болѣе тѣсныя
и
дѣловыя
отношенія.
Большую
пользу
въ
этомъ
направленіи
приносятъ
совмѣстные
обходы
полей
и
экскурсіи,
какъ
дающіе
въ
руки агронома
„цѣнный
и
наглядный
матеріалъ
для
объясненія
тѣхъ
или
иныхъ
улучшеаій".
Но
то
живое
слово,
какое
крестьянину приходится
слы-
шать
на
лѳкціяхъ,
необходимо
должно
воплотиться
въ
реальныя,
удобозрямыя
формы,
и
только
тогда
оно
можѳтъ
принести
ося-
заемые
результаты.
Ъезъ
этого
воппощѳнія
оно
будетъ
лишь
иатереснымъ
сообщѳніемъ,
способнымъ
подѣйствовать
на
вооо-
раженіе
слушателя,
и.
врядъ-ли
принесетъ
какую-либо
пользу.
Будь
на
мѣстѣ
теперешнихъ
посѣтителей
чтеній
болѣе
просвѣ-
Щенная
и
уже
знакомая
съ
сельскохозяйственными
улучшеніями
масса,
тогда,
можетъ
быть,
достаточно
было бы
и
лекцій,
но
разъ
этого
нѣтъ,
то
ничего
нельзя оставлять
на
вЬру
„ибо,
вѣрабезъ
дѣлъ
мертва
есть".
Этой
цѣли-цѣли
превращенія
словъ
въ
дѣло
—
служатъ
мѣропріятія
показательнаго
характера,
когда
крѳстьянинъ
убѣждается
въ
полезности
того
или
иного ново
введенія
непосредственно
въ
своѳмъ
хозяйствѣ
или
хозяйствѣ
своего
сосѣда.
Наиболѣе
подходящей
мѣрой
такого
характера