92
вѣстникъ
РЯЗАНСКАГО
всеобщаго
обученія,
то
въ
бли-
жайшее
время
вѣдомство
намѣ-
чаетъ
внѳсеніѳ
въ
законодатель-
ныя
учрежденія
и
проведеніе
въ
жизнь
ряда
законопроектовъ
по
вопросамъ
начальной
школы,
и
въ
первую
очередь
—
законопро-
екта о
введеніи
въ
имперіи
все-
общаго
начальнаго
обученія
и
о
школьномъ
строителъствѣ,
при
чемъ,
считаясь съ
разрѣжен-
ностью
населенія
во многихъ
мѣстностяхъ
имперіи
и
съ
посте-
пеннымъ
переходомъ
на
хутор-
ское
хозяйство,
а
равно
съ
по-
слѣдствіями
переживаемой
войны,
министерство предполагаетъ
вне-
сти
въ этотъ
законопроектаусло-
вія отпуска
пособій
какъ
ѳдино-
временныхъ,
такъ
и
постоянныхъ
на
устройство
общежитій
и
прі-
ютовъ
при
начальныхъу
чилищахъ;
о
распространеніп
принципа
все-
общаго
обученія
на
дефективныхъ
и
отсталыхъ
дѣтей
п
др.
Затѣмъ,
однимъ
ияъ
давно
на-
зрѣвшихъ
вопросовъ,
подлежа-
щихъ
скорѣйшему
разрѣшенію,
министерство
считаетъ
пере-
смотръ
программъ
начальныхъ
училишъ
какъ
одноклассныхъ,
такъ
и
двухклассныхъ.
Основной
принципъ,
который
вѣдомство
считаетъ
необходимымъ
внести
въ
эти
программы,
—
это
прибли-
жен]
е
ихъ
къ
требованіямъ
и
за-
яросамъ
дѣйствительной
жизни.
Будучи
совершенно чуждо
цѣли
„опрофессіоналить"
начальную
школу,
министерство
полагя.ѳтъ
существенно
важнымъ
придать
преподаванію
въ
начальной
школѣ
жизненный
характеръ,
чуждый
отвлеченности, сухости
и
схола-
стики.
Въ частности,
для дости-
женія
этой задачи,
вѣдомство
озабочено оживленіемъ
обучѳнія
въ
сельскихъ
начальныхъ
учили-
'УБЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
№ 12
щахъ
путѳмъ
приближенія
его
къ
условіямъ
сельскаго
земледѣль-
ческаго
быта.
2)
Въ области
внѣппсольнаго
об-
разовашядйятельностьминистер
ства
народнаго
иросвѣщенія
за
нослѣдніѳ
четыре
года
ограничи-
валась
исключительно воспосо-
бленіемъ
мѣстнымъ
обществен-
нымъ и
частнымъ
начпнаніямъ
по
устройству
и
поддѳржанію
внѣшкольныхъ
образовательныхъ
учреждений,
при
чемъ
на
это
рас-
ходовались
сравнительно
ничтож-
ныя
средства.
Въ
настоящее
время
все асси-
гнованіе
на
внѣшкольноѳ
образо-
ваніе
по
смѣтѣ
министерства
со-
ставляетъ
всего
424.288
р.
При
такихъ
условіяхъ
не
предста-
вляются,
конечно,
возможными
сколько-нибудь
широкі
я
начинанія
въ
этой
области,
а
между
тѣмъ,
ввѳденіе
внѣшкольнаго
образова-
нія
въ
Россіи особенно
необхо-
димо,
по
сравненію
съ
другими
странами,
въ
виду
слѣдуюшихъ
соображѳній.
Начальное
школьное
образова-
на
въ
Россіи
не
только
не стало
обязательнымъ,
но
еще
не
дости-
гнута
и
его
общедоступность,
и
лишь
нѳмногіе
уѣзды
на
всемъ
огромномъ
пространствѣ
страны
нашей
имѣютъ
достаточное
коли-
чество
школъ
для
всѣхъ
дѣтей
школьнаго
возраста.
Вслѣдствіе
этого значительная
часть
насе-
ленія
не
имѣетъ
возможности
по-
лучить
даже
элементарную
гра-
мотность,
тогда
какъ
сознаніе
ея
необходимости
почти
повсюду
стало
общимъ.
Экономическія
причины
(потребность
въ
рабочей
силѣ
дѣтей)
и
недостаточное
по-
ниманіе
значенія
закончѳннаго
школьнаго
образованія
ведутъ
къ
тому,
что
многіѳ
родители
берутъ
дѣтей
изъ школъ
ранѣе
оконча-