№
12
ВЪСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО ГУБЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
93
нія
курса,
когда
они
научатся
лишь читать
и
писать
(послѣ
одного
или
двухъ
лѣтъ
школь-
наго
обучѳнія).
Слѣдствіемъ
этого
является значительноеколичество
людей,
хотя и
не
прошедшихъ
начальной
школы,
но
уже
сь
раз-
витымъ
стремленіемъ
къ
образо-
ванію.
Періодъ
школьнаго
обу-
ченія
въ
Россіи
вдвое
меньше
чѣмъ
въ
западныхъ
государ-
ствахъ,
гдѣ
онь
равняется
7
—
8
годамъ,
и
гдѣ
ему
предшествуѳтъ
еще
предварительная
подготовка
дѣтѳй
въ
такъ
называемыхъ
ма-
теринскихъ
школахъ,
дѣтскихъ
садахъ
и
дѣтскихъ
классахъ.
Въ Россіи
начальная школа
раз-
считана
на
3
—
4
года
обученія,
которымъ
ни
что не
предшѳству
етъ,
и
послѣ
которыхъ
для
огромнаго
большинства наступаетъ
время
постепеннаго
забвенія
получен-
ныхъ
въ
школѣ
знаній
(иногда
до
возвращенія
къ
состоянію
не-
грамотности),
почему
школьное
обученіе
нерѣдко
не
достигаѳтъ
своей
дѣли,
а
огромныя затраты
государства
и
мѣстныхъ
учре-
ждена
на
начальную
школу
явля-
ются
недостаточно
производитель-
ными.
Отсюда
проистѳкаетъ
то,
что
начальная
школа
порождаетъ
и
воспитываетъ
потребность
въ
образованіи,
но
прошедшіе
школу
остаются
безъ
достаточнаго
удо-
влетворенія
этой
потребности.
Количество
высшихъ начальныхъ
училищъ
и
дорого
стоящихъ
сред-
нихъ и
высшихъ
учѳбныхъ
заве-
деній
въ
Россіи
спишкомъ
еще
мало
сравнительно
съ
количе-
ствомъ
населенія,
и
лишь незна-
чительная часть
послѣдняго
мо-
жетъ
пользоваться ими.
Кромѣ
того,
современное
школьное
обра-
зованіе
болѣе
или
мѳнѣе
отвле-
ченно,
теоретично
и
мало
удовле-
творяем
мѣстнымъ
иотребно-
стямъ
жизни.
При
наличности
всѣхъ
этихъ
ѵсловій
созданіе
внѣшкольныхъ
образовательныхъ
учреждений
въ
Россіи
пріобрѣтаетъ
особую
ваяс-
ность:
учрежденія
эти
должны,
съ
одной
стороны,
помогать шко-
лѣ,
подготовляя
къ
поступленію
въ
нее
дѣтей;
должны
укрѣплять
въ
сознаніи
учѳниковъ
получен-
ный
въ
школѣ
свѣдѣнія
и
под-
держивать
потребность
къ
даль-
нѣйшѳму
умственному
развитію;
должны
замѣнить
школу
для
лицъ,
вышѳдшихъ
изъ
школьнаго
возраста, которыя
лишены
были
возможности
учиться
въ
ней
или
вышли
ранѣе
окончанія
учебнаго
курса.
Съ
другой
стороны, учре-
жденія
эти
должны
имѣть
и
свою
самостоятельную
задачу
—
при-
способить
школьныя
знанія
къ
потрабностямъ
жизни
и
дать
но-
выя
дополнительный
знанія.
На-
конецъ,
благодѣтельная
реформа
отрезвденія
народа
создаѳтъ
не-
обходимость
для
внѣшкольнаго
образованія
разумно
и
широко
использовать
народный
досугъ
и
правильною
постановкою
народ-
ныхъ
развлеченій
обратить
тако-
выя въ
образовательный
средства
для
населені
я.
Сознаніе
необходимости
и
важ-
ности
внѣшкольнаго
образованія
за
послѣдніе
годы
дѣлается
все
болѣѳ
яснымъ
не
только
для
отдѣльныхъ
лицъ
и
частныхъ
учрежденій,
тратившихъ
и
ранѣе
значительный
средства
на
поста-
новку
отдѣльныхъ
видовъ
внѣ-
школьныхъ
образовательныхъ
у
ч-
режденій,
ной
длякрупныхъ
обще-
ственныхъ
организацій,
что за-
свидѣтельствовано
на
первомъ
общеземскомъ
съѣздѣ
по
народ-
ному
образованію,
на
Харьков-
скомъ земскомъ
съѣздѣ
по
вне-
школьному
образованію
и на мно-
гихъ
губернскихъ
и
уѣздныхъ
съѣздахъ
при
обсужденіи
вопро-