РЯЗАНСКО-УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И ЕЕ РАЙОН. ИЗДАНИЕ ПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА РЯЗАНСКО-УРАЛЬСКОЙ Ж. Д. - page 163

139
Голландецъ
Іоганъ
Отрюйсъ,
проѣзжая
по
Волгѣ
въ
1669
году,
также
видѣлъ
Саратовъ
на
лѣвомъ
берегу
и
записалъ
о
немъ почти то же. что
и
Олеарій:
«14
августа
1669
года
бросили
якорь
въ
Саратовѣ.
Это
небольшой
городъ,
расположенный
на
равнивѣ.
орошаемой
однимъ
изъ
рукавовъ
рѣки
Волги.
Сосѣдство
казаковъ,
татаръ,
именно
калмыковъ заставляете
содержать
въ
немъ
сильный
гарнизонъ.
Въ
этомъ
мѣстѣ
начинаютъ
встрѣчаться
калмыки, которые
ва
мой взглядъ
безобразнѣе
и
страшнѣе
всѣхъ
людей»
1
).
Послѣ
перехода
ва
правый
берегъ
положение
Саратова
стало
болѣе
безопасно,
но
городъ росъ
медленно
2
).
Небольшіе
успѣхи,
достигнутые
на
пути
мирнаго
развитія,
уничтожены
.были
поли-
тическими
бурями,
разразившимися
надъ
Поволлсьемъ
(бунты
Разина
и
Пугачева),
и
только съ
XIX
вѣка
спокойствіе
Саратова
болѣе
не
нарушалось.
Съ
этого
времени
Саратовъ
началъ
при-
нимать
участіе
въ
крупной
торговлѣ
и
промышленности,
чему,
главнымъ
образомъ,
помогло
развитіе
на
Волгѣ
пароходства
и
постройка
желѣзаой
дороги.
Въ
началѣ
1850-хъ
годовъ
внѣшній
видь
Саратова
не
пред-
ставлялъ
ничего
привлекательнаго. Внешность
его
очень
рельефно
описана
въ
слѣдующихъ
стихахъ
мѣстнаго
прои.схожденія:
3
).
Хорошъ Саратовъ
заглядѣнье;
Въѣзжай
въ него
и
осмотрись:
На
улицахъ,
между
строеній,
Репьи кустами разрослись.
Ужъ
если
грязь,
то
грязь
такая,
Что
люди
вязнутъ
съ
головой,
Но
мать
природу обожая
Знать
не
хотятъ о
мостовой.
Въ
1861
году
въ
Саратовѣ
было
до
70
тыс.
жит.
Начав-
шейся
затѣмъ
быстрый
ростъ
торговли
и
промышленности
по-
М
„Путешествіе
по
Россіи
голландца
Стрюйса",
перев.
П. О.
Юрченко.
Руоскій
Архивъ
за
1880
г. т.
1-й,
стр.
79.
2
)
А.
Леопольдовъ.
Историч.
очеркъ
Саратовск.
края,
стр.
32—3?..
3
)
„Саратовскій Край",
вып.
1-й,
стр.
250.
1...,153,154,155,156,157,158,159,160,161,162 164,165,166,167,168,169,170,171,172,173,...464
Powered by FlippingBook