него
либо
основу
своего
духовного
воспитания,
либо
глубоко
про-
никших
и постигших
самую
жизнь
его,
—
то
такое
построение
вполне
законно
и
будет
иметь свое немалое значение
в
изучении
как
самого
края,
так и
творчества
художника.
„Идеалы
исторических
типов воспитала во
мне
Сибирь"
—
сказано
сибиряком
Суриковым*).
Всякое
же иное
стремление
музея расширить
рамки
своего
художественного
отдела
путем
включения
в него иных
произведений
искусства,
хотя
бы
и
внешне связанных
с
краем,
напр.
произведения,
хранившиеся
в
б. помещичьих
усадьбах
или
у
местных
коллекционе-
ров, приведет
к
излому
общей принятой
линии
краеведческого
музея.
Желание
составить
художественный
отдел
не только
из
про-
изведений,
запечатленных
краем,
но
„вообще"
искусства,
ведь,
одно-
родно
мысли
представить
фауну
не
только
краевую,
а во всем ее
обхвате.
Если
в
первом
случае
—
оправдание
в
развитии
эстетического
воспи-
тания
общества,
то во
втором
—
в
полноте знания
основ
биологии
и
законов
жизни.
Поставив
себе
цель
„приобщения"
мировому искусству,
краеведческий музей
не сможет
тогда
пренебречь
и
другой
целью
—
„приобщения"
мировой
природе
или
культуре.
Таким
образом,
рас-
ширение
одного
отдела
логически
предопределяет расширение
дру-
гого,
и тем
самым
границы
всего
краеведческого
музея могут
быть
раздвинуты
до
беспредельности,
а иначе
говоря,
до
полного
распы-
ления их.
Вследствие
этого
в
интересах
сохранения
цельности
и
чистоты
Идеи краеведческого музея,
в
целях
экономии его сил
и
средств^
составление
им
обще-художественных
собраний
не
должно
в
принципе
входить
в
его
план.
Это
задача
особого
художественного
музея,
ка-
ковой
должен
быть
совершенно
самостоятельным,
замкнутым
в
своей
эстетической ограниченности учреждением.
Его
эстетические
и
худо-
жественные
основы
будут
руководствоваться
своими
особыми
идеями,
которые проявятся
как
в
подборе произведений,
так
и
в
плане
размещения
их.
Но
Созидание
самостоятельных
художественных музеев
или
картинных
галлерей
в
ближайшее
время
и
сразу
во
многих местах
нашей
обширной
страны вряд
ли возможно: слишком много
средств
и
сил
необходимо
для
этого.
Между
тем,
развитие
эстетического
воспитания
общества,
сохранение уже
собранных
художествееных
памятников,
продолжение
работ
по
собиранию
тех же
памятников,
все это
задачи,
указывающие
о
необходимости
действия
и
энергии.
Принять
на
себя разрешение
этих
задач
пока
призывается
все тот
же
краеведческий музей.
Поэтому,
считая
существование художе-
ственных
отделов
в
краеведческих
музеях
явлением
временным
*) „Русские
художники,
Суриков".
В.
Никольский,
стр.
31.
49