Настоящий
момент
в
собирательской
деятель-
ности
краеведческого музея.
Прошу
товарищей
по
работе
не
удивляться
постановке
этого
вопроса. Мы
собрались
здесь—люди
одного
дела:
все так
или
иначе
создавали
уже музеи,
следовательно,
и
собирали
материал
для
них.
Из
процесса
собирания
возникают
музеи;
им
же
они
растут
и
раз-
виваются;
кто
же
этого не
знает?!
При
собирательстве
практикуются
самые
разнообразные
приемы.
Кто
не
пускал
их в
оборот?
Не
буду
я
говорить
и
о
том,
как
разнобразны
бывают условия,
в
которых
проходит
собирательство.
Тут
едва
ли
уместно
давать
те или
другие
советы.
Все
пути хороши,
коль-скоро
они
приводят
в
Рим,
разу-
меется,
кроме
бесчестных.
Я
поставил темою
для
своего
доклада
мысль,
что
в
музейном собирательстве
бывают
особые
условия.
Из
них
возникает
вопрос:
Что
собирать
и
каков
должен
быть
современный
темп
собирательства.
Что
собирать?
Этот
вопрос решался различно,
в
зависимо-
сти
от
физиономии
времени,
в
зависимости
от
точек
зрения
на
задачи
музея.
Что
такое
музей?
Скажем:
отражение
жизни
прошлого,
настоящего.
Но
ведь
жизнь
многогранна
и
многообразна.
В
каких
же ее
проявлениях
музей
должен
ее
отражать?
—
Во
всех и
во всяких
или по
выбору?-
Вот
тут-то
и
начинаются
споры.
Брать
ли
для
музея
одно
лучшее, художественное,
оригинальное, редкостное,
или
и
будничное,
некрасивое,
обыденное
и
заурядное
должно
в нем
найти
место?
Кто
прав,
—
зависит
от
взгляда
на
музей:
для
чего
он?
Мы
должны
признать,
да
и
признаем,
что
то
благодушное
вре-
мя,
когда
на
музей
смотрели,
как
на
собрание
всяких
редкостей
и
диковинок
—
прошло.
Тогда
конечно,
всякая
„невидаль"
находила
себе
законное место
в
музее.
Современный
нам
взгляд
^на
музей выработался
отчасти
под
влиянием
революции,
которая произвела
большой
сдвиг
в
сторону
демократичности музея.
Его
назначение
—
служить народу.
Теперь
музей
учит
жизни,
а
отсюда
и
самые
обыденные
явле-
ния
ее
получают
глубокую целесообразность.
Музей
—
это,
так
сказать,
незакрывающаяся
выставка
действительной
жизни во всем ее
разно-
образии,
или
непрекращающаяся
лекция
о
ней.
Этими
словами
я лишь
повторяю
то,
что
давно
вам
известно,
но
я
имею
в
виду
остановить
ваше внимание на
решение
поставленного
вопроса:
пригоден-ли теперь
51