вала
—
как
бы самой
под
старость
не
надеть
его.
Ныне
пронеслась
и
над
народным
бытом революция.
Ее
законы иные: она
не
меняет
быт
постепенно,
—
она
переворачивает.
Это
не
длительный
процесс
эволюционный,
а
бурный,
разрушительный,
испепеливающий.
И
чем
глубже
проникает
он
в
жизнь
народную,
тем
быстрее
исчезает
быт
старый.
Наша
русская революция
не только
особого размаха,
но
и
характера.
Она
такую
глубокую
и
широкую
пропасть
вырывает
между
отцами
и
детьми,
что
последние
уже
начинают
не
узнавать первых.
Где
же
тут
внучка
будет
держать
в
сундуке
бабкин шушпан,
а
дочка
мамкин
сарафан?!
Исчезает
одежда,
исчезает
песня
старая,
ме-
няется
речь
самая
народная
быстро
исчезает весь
уклад
народной
жизни.
Во
что выльется
новый
уклад
под
влиянием
головокружительной
быстроты
успехов
материальной
культуры,
захватывающей
и самые
глухие
уголки
русской
земли,
—
трудно
угадать,
-
но
разрыв
с
прошлым
коренной.
Я
бы
и
хотел остановить ваше
музейное
внимание
на
тем,
на
сколько
нужно
спешить
„подбирать"
и
фиксировать
быстро
исчезающий народный
быт.
Внушает
опасения
музейному собирателю
и
современный
церков-
ный
быт.
Все
мы
знаем,
какое
значение
имела
церковь
в
укладе
старой русской
жизни.
Она
была наиболее консервативным
и
устой-
чивым
элементом
ее.
Таким
же типичным
оставалось
до последнего
времени
и
духовенство.
Все
мы
хорошо
знаем
одну
из
бросающихся
черт
Іцерковного
быта
—
его
бережливость.
Деревенские
храмы
и
особенно
монастыри
битком
были набиты
стариной
да
и не
рухлядью
какой-нибудь.
Нам
—
то
уж хорошо
известно и
знакомо,
как
музеи
черпали оттуда
свои
редкости
полными
пригоршнями.
Но
революция
захватила
и
эту,
сначала жизнь
за
„монастырской
стеной",
а
потом
и
самые
монастырские
стены.
Сначала
помгол
освободил
монастыр-
ские
ризницы
от
драгоценностей,
значительная часть
которых
попала
в
музеи...
Но
в
монастырях
и
храмах
деревенских
осталось множество
не
ценного
в
материальном
отношении
добра,
но зато
драгоценного
в
музейном
смысле.
Можно
бы,
пожалуй,
и
успокоиться
на
этом.
Но,
как
бы
нам
серьезно
не
ошибиться
в
этом
пункте?
Дело
в
том,
что
монастыри ликвидируются.
Кому
же
вверяется надзор
и
охранение
музейных
предметов?
Как
нужно
быть
на
страже
нам'-
Нельзя
успокаиваться
и относительно
бережения
старины
и
оригинального
быта
в
деревнях.
До
сих
пор
оберегателем
ее
было
духовенство, правда,
во многих
случаях
сомнительным, но,
все
таки,
оно имело свои
особые
традиции, которые
придавали ему
в
массе
типичность
и
дедовские
навыки.
Ныне
духовенство,
как
сословие,
разгромлено,
его
традиции
быстро
пошли на
смарку:
оно
оторвано
от
своих воспитательных
корней,
втянуто
в
общемассовую
жизнь;
„новый
набор"
духовенства
не имеет тех
традиций,
которым было
стойко прежнее.
Последствия
таких
перемен
для
музейного
дела
54