 
          лежит вовсе не в операторской работе, а в ха
        
        
          рактере нашей кинодраматургии, которая все бо
        
        
          лее и более пренебрегает зрительным материалом.
        
        
          В период немого кинематографа, когда шла
        
        
          усиленная эмансипация этого нового вида ис
        
        
          кусства от породившего его театрального пред
        
        
          ставления, иногда говаривали: театр — это ис
        
        
          кусство диалога, кинематограф — искусство ре
        
        
          марки. Это в известной мере справедливо, если
        
        
          только под ремаркой разуметь описание действия,
        
        
          а не внутреннего состояния актера. Но ведь и
        
        
          без того скупые «ремарки» сценария «Жизнь в
        
        
          цвету» очень часто представляют собой как раз
        
        
          описание внутреннего состояния актера, а не
        
        
          описание действия,
        
        
          Вот, например, небольшой отрывок из сцены
        
        
          «Мичурин и американцы».
        
        
          «— Десять тысяч, — сказал Берд.
        
        
          Майеру было, повидимому, стыдно за своего
        
        
          толстосума. Он был подлинный ученый, влю
        
        
          бленный в науку. Ему хотелось отвести разговор:
        
        
          — Это поразительно! — сказал он Мичурину,
        
        
          еще раз оглядываясь на сад. — Я объехал всю
        
        
          планету. Я видел растительный мир, но самое
        
        
          главное о нем я познал здесь».
        
        
          Мы видим, что автор использует здесь описа
        
        
          ние не для того, чтобы предложить режиссеру
        
        
          д е й с т в и е или иной зрительный материал, рас
        
        
          крывающий сложившуюся ситуацию, но с целью
        
        
          объяснить актеру его внутреннее состояние
        
        
          («Майеру было, повидимому, стыдно...» и т. д.)
        
        
          и помочь ему тем самым выразить это состояние
        
        
          интонационно.
        
        
          Вопрос о соответствии зрительного и звукового
        
        
          образного материала в современной кинодрама
        
        
          тургии, о превращении звукового кинематографа
        
        
          22