Довженко, Александр Петрович. Жизнь в цвету : киноповесть - page 14

тателя прежде всего своей многокрасочностью,
многоплановостью, сложностью и противоречи­
востью. При беглом чтении он представляется
вначале крайне неуравновешенным, до предела
импульсивным, смутным и даже сумбурным:
вспышки ярости, нелепые, нелогичные действия,
вздорность, болтливость. Именно так склонны
были трактовать образ Мичурина некоторые
критики. Но эго ощущение уходит после внима­
тельного и вдумчивого ознакомления с кинопо-
вестыОс И, быть может, именно для тех критиков,
которые не удосужились провести несколько ча­
сов за настоящим чтением сценария, Довженко
написал ту часть заключительной сцены, где
автор, применяя прием своеобразного дикторского
текста, объясняет свое понимание характера Ми­
чурина.
«Всю свою долгую жизнь он был почти равно
душен к признаниям. Но неудачи, непонимание,
непризнание и отрицание всегда жестоко ранили
и угнетали его. Он прожил жизнь исключитель­
но трудную и мучительную не только но причи­
нам посланных ему судьбой лишений, но и в
силу именно этой особенности своей натуры. Он
не был приятным человеком, он не заботился об
этом нужном и дорогом человеческом качестве.
Ему было некогда всю жизнь, обычная ограни­
ченность окружения раздражала его именно по­
тому, что тормозила движение его мысли. Виде­
ние вещей в природе приобретало иногда такую
предельную ясность, что непонимание окружаю­
щих казалось ему преступным и низменным. То­
гда он был не справедлив к людям и жесток. Он
терял способность отличать главное от несуще­
ственного, делался придирчивым, мелочным и
резким и, утомив за день преданных своих со-
12
1...,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,...188
Powered by FlippingBook