тателя прежде всего своей многокрасочностью,
многоплановостью, сложностью и противоречи
востью. При беглом чтении он представляется
вначале крайне неуравновешенным, до предела
импульсивным, смутным и даже сумбурным:
вспышки ярости, нелепые, нелогичные действия,
вздорность, болтливость. Именно так склонны
были трактовать образ Мичурина некоторые
критики. Но эго ощущение уходит после внима
тельного и вдумчивого ознакомления с кинопо-
вестыОс И, быть может, именно для тех критиков,
которые не удосужились провести несколько ча
сов за настоящим чтением сценария, Довженко
написал ту часть заключительной сцены, где
автор, применяя прием своеобразного дикторского
текста, объясняет свое понимание характера Ми
чурина.
«Всю свою долгую жизнь он был почти равно
душен к признаниям. Но неудачи, непонимание,
непризнание и отрицание всегда жестоко ранили
и угнетали его. Он прожил жизнь исключитель
но трудную и мучительную не только но причи
нам посланных ему судьбой лишений, но и в
силу именно этой особенности своей натуры. Он
не был приятным человеком, он не заботился об
этом нужном и дорогом человеческом качестве.
Ему было некогда всю жизнь, обычная ограни
ченность окружения раздражала его именно по
тому, что тормозила движение его мысли. Виде
ние вещей в природе приобретало иногда такую
предельную ясность, что непонимание окружаю
щих казалось ему преступным и низменным. То
гда он был не справедлив к людям и жесток. Он
терял способность отличать главное от несуще
ственного, делался придирчивым, мелочным и
резким и, утомив за день преданных своих со-
12