36
— Топливо нужно держать как можно ровнее. Тол
щина слоя—от четырех до шести дюймов. Большие
куски ни в Коем случаіе не должны попадать в топку.
Следите, чтобы не засорялась колосниковая решетка.
А главное—чаще поглядывайте на манометр. Давление
пара —сто пятьдесят фунтов-—не больше, не меньше.
Стрелка постоянно должна быть на красной черте. И
вообще хорошенько запомните: для кочегара стрелка на
манометре—это то же самое, что божий перст для ве
рующего священника...
И терпеливо показывал, как нужно забрасывать уголь
в топки.
Лутаітини выбивался из сил. В особенности трудно было
питать углем верхние топки, расположенные слишком
высоко. Товарищи его справлялись с этим делом сравни
тельно легко, но у них были буграстые руки, а на спине,
когда приходилось напрягаться, вздувались шишки. У
пего же в передней чаісти топки срывался с лопаты уголь,
и редко удавалось закинуть его дальше. И только при
поМощи гребка он разравнивал топливо по всей колосни
ковой решетке. Иногда! лопата ударялась о топочную ра
му. Домбер бросал на него суровый взгляд, преду
преждая:
—■ Осторожнее, друг! А то придется ваМ расплачи
ваться собственным жалованьем.
Уголь давал длинное крутящееся пламя, с копотью. Ко
лосниковая решетка часто забивалась шлаком и золой,
задерживая приток свежего воздуха,—горение замедля
лось, жар уменьшался. Тогда Лутатини брал резак, по
хожий на кочергу, и очищал им промежутки колосников.
В поддуваіло ослепительным золотом сыпались мелкие
раскаленные угольки.
На судне теперь остались только два угольщика. З а
прибавочное жалованье они работали на две вахты, по
двенадцати часов в сутки. Один из них, белобрысый, с
А. НО В И К О В - Г І Р Й Б ОЙ