ЯКОВЛЕВ П. Н. ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ МИЧУРИН. - page 26

разнообразных приемов воспитания можно направить в же­
лаемую сторону.
До какой степени сильно влияние среды на организм, вид­
но из следующего примера. В 1947 году от скрещивания отда­
ленных по родству трех видов груш — Уссурийской— Pyrus
nssuriensis (Дальний Восток, Приморская область), рассече-
нолистной —Р. Regeli (Средняя Азия) и культурной Р. com­
munis (Бельгия) были получены гибриды, отличающиеся высо­
кой восприимчивостью к условиям внешней среды.
В зависимости от того, стоит ли прохладная, влажная по­
года или жаркая, сухая, на одном и том же экземпляре ра­
стения развиваются то листья, уклоняющиеся в сторону влаго­
любивых родителей —Уссурийской и Бельгийской груш, то в
сторону засухоустойчивой груши Регели. Строение листьев у
родителей этого гибрида различное: у родителей мезофитов
(растения, обитающие в местах достаточного увлажнения) —
груш уссурийской и культурной—листья цельнокрайние, у
родителя ксерофита (растения, обитающие в засушливых
местностях) —груши Регели— они разрезные; так что на
одном и том же побеге можно было видеть листья того и
другого вида, участвовавшего в происхождении этого гиб­
рида.
Если в течение влажного периода у гибрида образовались
цельные листья по типу мезофита, то при наступлении сухой,
жаркой погоды почка этого же листа может образовать раз­
резной лист ксерофитного родителя, и, наоборот, почки раз­
резных листьев, сформировавшихся в период засухи, могут
дать в период длительных дождей листья цельнокрайнего
сложения.
Явление это закономерно и повторяется неизменно на опи­
санных гибридных сеянцах уже в течение трех лет.
Таково огромное влияние среды на развитие и формиро­
вание молодых гибридных организмов, благодаря которому
селекционеры и могут уклонять воспитываемые гибриды в
желаемом направлении.
Разработанное Мичуриным учение о менторах является так­
же одним из замечательных достижений в его творческой
работе. Выдающийся ученый нашей эпохи академик Тро­
фим Денисович Лысенко неоднократно писал, что для того,
чтобы понять сущность мичуринского учения, необходимо
усвоить учение Мичурина о менторах, являющееся дишь
частью его обширных работ по вегетативной гибридизации
растений.
Прекрасные по качествам сорта плодовых растений, полу­
ченные Мичуриным путем подставки менторов (яблони Ренет
бергамотный, Бельфлер-китайка, Кандиль-китайка, Шампан-
рен-китайка, груши Бергамот Новик; сливы терн сладкий;
вишни Краса Севера), размножены в настоящее время как
1...,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25 27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,...52
Powered by FlippingBook