276
«…
На
земле
«
Ягунии
» (
так
издавна
называется
окраина
Старожиловского
района
,
села
по
Проне
-
реке
,
где
живут
вот
уже
третий
десяток
лет
)
материал
для
изучения щедрин
-
ской
темы
далеко
не
скуден
. [
Выше
,
в
данной
статье
упоминался
писатель М
.
Е
.
Салты
-
ков
-
Щедрин
(1826–1889),
который
несколько
лет
служил
в
Рязани
вице
-
губернатором
.
Он
,
не
понаслышке
знавший
рязанцев
,
написал
книгу
«
За
рубежом
»,
в
которой
говорится
о поучительности изучения
культуры
русского народа
с
точки
зрения
сквернословия
].
Как
я
сопротивлялась
,
резко
обрывала
собеседника
,
если
называли
меня
«
ягункой
».
Внутренне
кипя
,
заявляла
: «
Я
–
донская
казачка
!».
Но
чего
уж
теперь
-
то
,
чего
сопротив
-
ляться
-
то
–
обрязанилась
,
объягунилась
,
смирилась
…
Стала
выискивать
–
отчего
да
почему
все
-
таки
так называется
«
Ягуния
»?
Историк
-
краевед
,
работник
Рязанского
архива
Александр
Олегович
Никитин
,
который
,
по
его
словам
, «
всю
свою
сознательную
жизнь
посвятил
изучению
Старожиловского
района
»,
объяснил
так
: «
Ягуны
–
отверженные
,
отдаленные
от
барина
,
живущие
на
задворках
его
владений
...».
Своя
версия
есть
и
у мелекшинского
библиотекаря Татьяны Вязанкиной
: «
Ягун первона
-
чально
звучал
как
«
Я
–
гон
»,
гонимый
,
значит
.
Некоторые
,
правда
,
бабу
-
Ягу приплетают
,
но
,
по
-
моему
,
это домыслы
».
Одна
старушка мне
так
объясняла
: «
В
старину
,
на Масленицу
,
забава
была
–
деревня
на
деревню
,
и
бились
в
кулачных
боях
.
Вот наши муняковские
,
ершовские
,
да
столпянские
с
одной
стороны
,
а
татаркинские
,
мелекшинские
и
аристовские
–
с
другой
(
человек
по
50
с
каждой
стороны
выбирали
),
и
на
том
месте
,
где
сейчас
кладбище
-
то
разрослось
,
и
бились
.
Так
вот
,
кто
больше
всего
пострадавшим
был
,
либо
уползал
,
либо
его
уносили
,
тот
прозывался
«
ягуном
»,
потому
что
его
сравнивали
с
«
монголо
-
татарином
»,
которых
здесь
разбили
в
усмерть
,
а
ягун
–
это
чин
был
в
иговом
стане
.
А
наша
сторона
все
чаще
побеждала
–
у
нас
тогда
кузнецов
да мельников
больше
было
,
а
у
них
только
конюхи
да
крестьяне
.
Вот и получается
– «
ягун
»
в
смысле побежденный или побитый
...».
А
еще
одна
бабушка
сказывала
,
что
«
ягуны
» –
недоученные
,
недообразованные
,
мало
,
что
объяснить могут
.
А
столпянские
,
они
–
не
«
Ягуния
»,
они
всегда
выше
наших
(
то
есть
татаркинских
)
по
учению
шли
–
школ
там
всегда
больше
было
,
и
наши
(
это
кого
родители пускали
)
туда
учиться
-
то
ходили
...
Так
что
вы
уж
простите
меня
,
соседи
-«
ягуны
»,
но
мы
,
столпянские
,
все
же
в
сторонке
чуть
от
вас
стоим
.
Мы
,
выражаясь
языком моей
16-
летней дочери
, «
чуть покруче будем
!»
Вот
такая
идея
объяснения
отличительных
черт
народа
,
проживающего
на
«
окраине
Старожиловского
района
» (
добавим
:
некогда
называвшейся
Столпянской
волостью
),
возникла
у
журналистки
Ирины
Михайловны
Ермаченко
.
Написана
статья
,
правда
,
в
немного
игривом
и
несколько
самоуничижительном
,
почти
ерническом
тоне
,
однако
редакция
,
опубликовав
ее
,
цели
своей достигла
.
В
одну
из
поездок
на
родину
решил
я
ее
обсудить
с
земляком
и
вот
что
у
нас
получилось
.
–
Так
!..
Значит
,
статья
заказная
?
–
Не иначе
!
–
Каковы же мотивы для
ее написания
?
–
Да
,
основа
-
то
,
собственно
говоря
,
одна и
заключается она
–
в
высокомерии
,
доходящем
до
презрения
.
Видишь
,
ставят
нас
в
подчиненное
положение
,
держат
за
второй
сорт
,
избегая
равенства
даже
в
общении
,
встают
в
позу
,
гордясь
своими
«
преимуществами
и
достижениями
».
Но
чувство
презрения
,
мне
кажется
,
свойственно
–
и
это
вполне
очевидно
–
на
автору
статьи
,
а
кому
-
то другому или другим
?
–
Вот именно
:
тем
,
кто
ее
,
как и многих из нас
, «
ягункой
»
называет
.
–
В
таком
случае
,
автором
статьи
выбрана неплохая
,
даже
удобная позиция
.