Почему наши сёла так называются... :(справочные материалы по топонимике, гидронимике Рязанского края) Т. 11: Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я. - page 281

279
В
России
по
разным
признакам
(
в
какой
-
то мере
утрированным
)
даны
были
прозвища
целым
народам
.
Великорусы
,
например
,
называют малороссов
(
украинцев
)
хохлами
,
а
те
в
ответ
называют
великороссов
кацапами
или
москалями
.
Народности
Севера
(
ненцев
,
селькупов
и
др
.)
Великая
Русь
называла
самоедами
.
Карелы
,
финны
,
ижора
чухонцы
;
вспомним
опять
хотя
бы
пушкинское
«
Приют
убогого
чухонца
».
Нынешние
удмурты
были
вотяками
,
марийцы
черемисами
,
саамы
лопарями
;
живущие
в Эстонии
русские
,
называют
эстонцев
куратами
.
Белорусов
,
почти
как нас
,
называли
ягутами
(
егутами
, –
так
удобнее произносить первый безударный
слог
).
Может
быть
,
в
Рязанской
губернии
когда
-
то
существовало
поселение
с
компактным
проживанием
в нем
и
в
его
окрестностях
выходцев из Смоленской
земли
?
Историю
этого
поселения
хорошо
бы
восстановить
по
архивным материалам
,
но
,
видимо
,
заняться
этим
некому
.
А
пишущие
люди
,
вроде меня
,
бывают
падки
на
всякие
«
изюминки
».
Выковыри
-
вая
такую
«
изюминку
» (
в
данном
случае
«
Страну
Ягунию
»
или
найдя
ее
в
гнезде
В
.
И
.
Даля
),
они
начинают
трепать
ее
,
не
вдаваясь
в
смысл
,
на
свой
лад
.
А
потом
пускать
ее
в
тираж
, –
благо
,
сейчас можно писать и печатать что угодно
.
Кстати
говоря
,
во
времена В
.
И
.
Даля
такого
понятия
,
как Поволжье
,
е
было
.
И
если
он
написал
«
по Волге
»,
то
он
имел
ввиду
все
то
пространство
,
которое
примыкает
к Волге
по
всему
ее
обширному
торгово
-
транспортному
региону
,
где
скапливались
сезонные
рабочие
-
грузчики
,
бурлаки
и
др
.,
прибывшие
из
разных
мест
империи
.
В
том
числе
белорусы
и
смоляне
.
Там
, «
по
Волге
»,
их
называли
ягутами
,
ягунами
(
егунами
).
Может
быть
и
в
Рязанскую
губернию
это
прозвище
пришло
оттуда
же
,
с
матушки
-
Волги
.
И
ничего
презрительного
в
этом
прозвище
нет
просто
подмечена
особенность
белорус
-
ского
языка
.
А некоторые представители
великорусской нации
,
вообразившие
свой народ
пупом
Вселенной
,
полагали
(
полагают
и
сейчас
),
что
во
всем
мире
люди
должны
по
-
русски
говорить
только
так
,
как
они
говорят
…]
В
конце
нашего
краткого
исследования
,
в
качестве
резюме
(
краткого
вывода
к
главе
«
Егуны
»)
скажем
по
И
.
А
.
Крылову
: «
А
ларчик
просто
открывался
!
»
Насколько
мы
убедились
,
для
нас
,
мелекшинцев
-
татаркинцев
-
аристовцев
,
как
и
других жителей Нашего
Края
,
в
слове
«
Ягуния
»
ничего
обидного нет
.
Ну
,
ни
гроша
!
В
конце
концов
,
дело даже не
в прозвище
.
А
в
том
,
что
«
иноплеменники
»
хотят нас не
только
«
горшком
»
обозвать
,
но и
в
«
печь
»
норовят
задвинуть
.
Иначе
говоря
,
представить
перед
всем
честным
народом
обыкновенным быдлом
.
Это
уж нехорошо
!
Так
,
чем
мы
им
не
по
нраву
?
Полагаю
,
одним
,
отличным
от
их
присущим
только
жителям
Нашего
Края
качеством
естественным
и
необоримым
стремлением
к
высшему
для
каждого
человека
и
каждого
народа
на
Земле
благу
к
свободе
:
ведь
по
духу
непокорности
мы
намного
свободнее жителей
,
хотя
бы
того же
,
районного
центра
.
Например
,
потому
,
что
большинство
наших
деревень
(
Бутырки
,
Аристово
,
Мелекшино
,
Татаркино
,
Муняково
,
Ершово
,
Шелковая
и
др
.),
да
и
села
Лучинск
,
Колнцы
,
Столпцы
(
исключая
нескольких
сотен
ремесленников
,
присланных
со
стороны
и
приписанных
к
игольной фабрике
)
в
крепостное
владение никогда не передавались
.
Да
!
Мы
не
окультуривались
помещиками
,
заводчиками
,
фабрикантами
и
их
приспешни
-
ками
.
Поэтому
,
может
быть
,
до
сих
пор
чаще
некоторых
по А
.
С
.
Пушкину
– «
чешем
седалищные
щеки
».
Но
мы
,
более
далекие
от
культурного
совершенства
,
в
отличие
от
народов
других
краев
,
в
течение
десяти
веков
с
гордостью
несем
такое
свойство
,
которое
никогда
и
никому
у нас
не
отнять
независимость
.
Ибо
наши
предки
никогда
в
рабском
сословии
не
состояли
,
а
,
следовательно
,
ни
перед
кем
веками
не
раболепствовали
.
Из
истории
ведь
известно
,
что
отпущенный
на
волю
раб
,
даже
после
своего
освобождения
сохраняет
походку
раба
;
ибо
он
,
по
привычке
к
цепи
,
сняв
ее
,
еще
долго
подволакивает
ногу
.
Что ценнее
?..».
Чуликанов В
.
Ностальгия
пронского
славянина
(
О
былом
и
несбывшемся
). –
М
., 2004. –
С
. 252–259
(
работа
на
правах
рукописи
,
хранится
в
Рязанской
областной
универсальной
научной
библиотеке
имени М
.
Горького
).
1...,271,272,273,274,275,276,277,278,279,280 282,283,284,285,286,287,288,289,290,291,...305
Powered by FlippingBook