Page 113 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 113

Похоронили  местного  Робин  Гуда  в  Чёрном  Яру.  А  предатель  покаялся  и  положил
                  амулет в гроб Чуркину.
                   – Девушку хотели выдать замуж за богатого старика, – рассказывает Артемьев. – Но она
                  из-под венца сбежала и здесь, рядом с могилой любимого, руки на себя наложила.
                   Вот такая грустная история...»
                           Колкер М.  Спокойно, Маша, я... из Шилова! // Аргументы и факты. (Рязань). – 2006. – № 7. –
                  февраль
                   Смотри: место Денисов Мыс на р. Оке у с. Мурмино, Рязанский р-н.
                   Смотри: место Чуркина Гора у с. Березово, Шиловский р-н.
                   Смотри: гора Чёрный Яр, Милославский р-н.

                   гора Чёрный Яр, Милославский р-н
                   По местным преданиям, на горе был притон легендарного разбойника Кудеяра, грабив-
                  шего купеческие суда, проплывавшие по Дону. Остатки городка на горе ныне называют-
                  ся «Кудеяровой крепостью». Здесь же, на видном месте, валун – «Камень-Конь». Говорят,
                  что это окаменевший конь Кудеяра.
                           Левошин Н. Н. Статьи и заметки, опубликованные в газете «Приокская правда» и переписка с
                  редакцией 21 января 1971 – 21 ноября 1972 гг. ГАРО Ф. Р – 6713, Оп. 1, Д. 35, Л. 55
                   Конь-камень  –  большие  местные  валуны,  которые  считаются  свидетелями  древнего
                  оледенения.  Некогда  почитались  как  священные  и  вызывали  поклонение  у  народа  в
                  дохристианской Руси. В разноязыковых топонимических системах лексема конь означает
                  что-то большое, крупное.
                           Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов. – М., 1984. – С. 288
                   Яр – высокий крутой берег, подмываемый рекой; обрыв у моря, озера, сложенный, как
                  правило,  рыхлыми  отложениями.  Слову  яр  посвятил  специальную  работу  Б.  А.  Ларин
                  (1977),  где  приводится  много  значений:  «открытое,  высокое  место»,  «отвесная  крутая
                  гора» или «крутой берег», «глубокое место», «уступ дна в реке или озере», «водоворот»,
                  «пучина», «овраг, заросший лесом и кустарником, «лог». Яр – озеро (мар.).
                           Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов. – М., 1984. – С. 650, 651
                   В  Рязанской  области  есть  три  населенных  пункта,  в  названиях  которых  присутствует
                  слово «Яр»: в Сасовском, Спасском (п. п. Красный Яр) и Пителинском (х. Пятницкий Яр)
                  районах.
                           Рязанская область. Административно-территориальное деление. Справочник. – Рязань, 1997.
                   В Ханты-Мансийском автономном округе есть п. Белый Яр, а в Еврейской автономной
                  области  есть  с.  Желтый  Яр.  В  республике  Коми  есть  д.  Чёрный  Яр.  В  Волгоградской
                  области есть х. Светлый Яр. В Астраханской области есть п. Чистый Яр, с. Яр-Базар.
                           Информация взята из сети Интернет, с сайта «Почтовые индексы населенных пунктов России»
                  (http://www.zipcode.ru/zipcode//.htm). Информация снята в декабре 2004 г.
                   Смотри: место Каменные Кресты между с. Абакумово и с. Чулково, Пронский р-н.
                   Смотри: болото Могилище у с. Ардабьево, Касимовский р-н.
                   Смотри: п. Красный Яр, Сасовский р-н.

                   место Чёртов Бугор у с. Помозово, Михайловский р-н
                   Смотри: с. Помозово, Михайловский р-н.
                   Смотри: место Чертопляс у п. Брыкин Бор, Спасский р-н.

                   место Чёртов Мост у п. г. т. Солотча, Рязанский р-н
                  «Несколько к югу от Лысой горы находится Чортов мост.
                   Название  присвоено  мосту,  соединяющему  оба  берега  Старицы  и  именующемся  в
                  населении «Мостушками». Крестьяне деревень Полково и Давыдово в течение лета пасут
                  свой скот в лугах, куда два раза в сутки путешествуют доить коров. Вот для этих целей
                  ежегодно и устраивается особое сооружение, имеющее вид моста. На первый взгляд оно
                  столь  «кружевное»,  что  не  всякий,  впервые  вступивший  на  мост,  решиться  пройти  по
                  нему, особенно, если он не увидит кого-либо прошедшего по нему.



                                                           111
   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118