Page 277 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 277

болото Ягодное у д. Малево, Спасский р-н
                   «ЯГОДНОЕ – торфяное болото расположенное в 1,5 км к западу от д. Малево, в лесу.
                  Название, думаю, от большого черничника по этому болоту».
                           Из письма Каменева Евгения Николаевича,1963 г. р., уроженца с. Старое Тонино, в данный мо-
                  мент  жителя  с.  Гавриловское  Спасского  района.  Письмо  прислано  в  марте  2010  г.,  хранится  в  личном
                  архиве Бабурина А. В.
                   Смотри: д. Малево, Спасский р-н.
                   Смотри: п. Ягодка, Сараевский р-н.

                   Ягуния – территория в Старожиловском районе
                   «Заинтересованный читатель, надеюсь, поймет, что не спроста и не однажды говорил я о
                  значении  волостного  управления  (самоуправления!)  и  о  губительных  последствиях
                  замены ее иной, насильственно навязанной, чужеродной властной структурой (вспомни и
                  сравни: 12 волостей и 107 колхозов). Уверен, неприязнь преемников централизованной
                  власти,  некогда  уничтожавшей  самоуправление  –  из-за  такого  ее  отрицания  –  ко  мне,
                  автору  этих  и  других  аналогичных  утверждений,  несомненно  возникнет. Но ведь опыт
                  минувшего столетия показал нежизнеспособность этой структуры, так какой смысл все
                  замалчивать и сглаживать? Что – было, то – было…
                   И  напротив,  разве  мы  не  чувствуем  со  стороны  ее  представителей  надменное,  даже
                  пренебрежительное отношение к народу, населяющему нашу «окраину», так внутренне и
                  не  признавшему  не  свою  власть.  Доказательства?  Пожалуйста!  Приезжай,  земляк,  в
                  районный центр, поговори с людьми его населяющими, особенно из этих самых власт-
                  вующих структур. Как только возникнет разговор (особенно в доверительном ключе) о
                  стороне, где родился и живешь, ты убедишься, услышав презрительный возглас: «А, это
                  там,  где  «егуны»  живут…».  На  твой  недоуменный  вопрос  –  что  сие  слово  означает?  –
                  тебе приведут массу предположений о его происхождении (причем, все – уничижающего
                  характера). А ты, находясь в недоумении, в который раз задаешься вопросами. Что это за
                  кличка такая, «егун»? Откуда она взялась? И почему она произносится обычно с полным
                  презрительности оттенком? У кого спросить, к кому обратиться?
                   Но  нам  с  тобой,  читатель-сородич,  повезло:  в  поисках  ответов,  кроме  своего  дома
                  (правда, при наличии хорошей библиотеки), нет резона ни куда-либо ходить, ни у кого-то
                  спрашивать. Они сами к нам пришли.

                   На моем письменном столе лежит номер газеты «Старожиловские просторы» за 19
                  мая 2000 года. Последняя, четвертая страница посвящена Дню славянской письменности
                  и культуры, который ежегодно отмечается во второй половине мая. Выпуск ее подгото-
                  вила  Ирина  Ермаченко.  Добрую  половину  этой  страницы  занимает  статья  «Память  о
                  родных истоках». Заметная публикация (как и все, что выходит из-под ее пера), и начало
                  увлекающее:  Отыщи  всему  начало,  и  ты  многое  поймешь…».  Последняя  фраза  –  из
                  сочинения  Козьмы  Пруткова  «Плоды  раздумья  (мысли  и  афоризмы)».  Первую  часть
                  статьи  Ирина  Михайловна  посвятила  деликатной  теме:  замусоренности  разговорного
                  языка  сквернословием  или,  прямо  скажем,  матерщиной.  Ну,  тут  ничего  не  поделаешь,
                  бытуют  в  Нашем  Крае  бранные  слова.  Как  и  в  большинстве  других  краев  Руси-
                  матушки… Мало, еще очень мало в нас культуры, в том числе в обращении со словом!
                  Воистину, все сказанное автором, справедливо по отношению к любителям нецензурщи-
                  ны. Хотя они инее составляют в народе Нашего Края большинство.
                   Вторая часть статьи посвящена не менее деликатной теме. Однако чувствуется, что она
                  автору кем-то навязана. Ибо исполнена недоброжелательностью по отношению к тому, о
                  ком говорится. А говорится там о народе Нашего Края. И приводятся довольно «любо-
                  пытные»,  а  для  кого-то  «многозначительные»  его  характеристики.  Чтобы  полностью
                  донести  до  читателя  смысл  всего  сказанного,  процитирую  ее  вторую  половину  без
                  сокращений.




                                                           275
   272   273   274   275   276   277   278   279   280   281   282