Page 279 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 279

– Конечно! Загоняя себя, якобы, в угол, она, в случае чего, знает куда отступать: «За два
                  десятка лет я объягунилась, обрязанилась… А так я, мол, ни при чем; ведь я же – донская
                  казачка!»
                   – Получается, что эта обида – ее личное дело?
                   – Да! И мы с тобой, земляк, в том же уверены: сколько бы она в тех же Столпцах ни
                  жила, сколько бы ни пыталась ассимилироваться, Наш Край все равно не будет ей, по-
                  настоящему, близким и родным. Иначе бы не «смирилась». Да и она для нашего народа
                  до конца своей тоже вряд ли будет. Таковы закономерности человеческой психологии. И
                  не  в  обиду  мы  говорим  её  эти  слова,  а  для  констатации  такого,  свойственного  людям
                  явления.
                   – Но куда же нашему брату-прончанину деваться, коль так жестко припирают к стенке,
                  характеризуя тебя самыми непотребными словами (кстати, хуже матерщинных)? Ты – и
                  отверженный, и изгой, живущий у барина на задворках, и побитый, и побежденный, и
                  недоученный,  и  недообразованный,  и  недоумок.  В  общем,  –  «не  крутой».  Но,  если  от
                  такой брани деваться некуда, то что же и нам, что ли на Дон, где предки наши тысячу лет
                  назад обитали, надо бежать? И тоже говорить, что мы – донские казаки?
                   –  Нет  уж!  Нам  бежать  некуда.  Мы  –  прончане.  В  наших  жилах  течет  кровь  более
                  тридцати славяно-вятических поколений. А они за всю тысячелетнюю бытность в своем
                  родном Крае, ни разу о себе не говорили: «Мы – донские казаки». И никуда не бегали;
                  жили и обустраивались, как могли. Теми же временами: били степняков, терпели татар,
                  сопротивлялись  крымцам  и  ногаям.  Даже  с  рязанцами  боролись,  но  не  сладились  и
                  вместе с ними к Московии отошли.
                   – Да! Москва, как известно, особых благ – не дала. Но, всех нас объединив, сколько раз
                  (правда,  с  нашей  же  помощью)  от  врагов  спасала!  Как  говорится:  «Карала,  матушка,
                  миловала, да и себя не забывала!» Но ведь и не оскорбляла…
                   –  Воистину  так!  Но  пришло  лихолетье  –  ослабела  державная  власть.  Тут,  откуда  ни
                  возьмись, большевики объявились. Совсем мужикам худо стало. Вволю поглумились они
                  над  народом  и  его  историей.  Уезд  ликвидировали,  великой  судьбы  Пронск  в  село
                  превратили,  волости,  чтоб  сподручнее  командовать  было,  на  колхозы  порезали.  А  на
                  древнейшей земле создали искусственные конгломераты – районы.
                   – Но надо отдать им должное: «уважать» себя заставили! Правда, не добром и волей, а
                  штыком и голодом. Да… Но после Отечественной войны жизнь-то вроде бы наладилась.
                   – Стала налаживаться. Хотя победу над фашистской заразой, наверное, можно назвать
                  пирровой:  ведь  большая  часть  наших  мужиков  в  чужих  краях  полегла.  А  тут  еще
                  урбанизация пагубу принесла, и селения вымирать стали.
                   – И после всех этих бед, сами же «не-егуны» над ними еще и подглумливаются. Так, что
                  же делать: терпеть? молчать? Или наоборот, защищаться, отвечая ударом на удар. Ведь
                  обидно же!
                   – Нет! Не стоит, ввязываться в эти споры, размениваться по мелочам: будем выше обид,
                  нам  нанесенных.  Кто  живет  праведно  и  кому  дано  такое  прошлое,  не  имеет  права
                  опускаться  до  уровня  исторических  выскочек.  В  конце  концов,  им  же,  «не-егунам»,
                  сегодня плохо.
                   –  Да  уж!  Теперь  они  понима-а-ют,  чей  престол  заняли.  Древний,  княжеский,  вот  и
                  бесятся…

                   А  теперь,  читатель,  отвлечемся  от  диалога  и  поговорим  по  существу  вопроса.  И
                  проверим,  насколько  правы  персонажи  статьи  Ирины  Ермаченко  и  других  наших
                  недоброжелателей относительно происхождения и значения слова «Егуны». Заглянем в
                  те словари, в которых искомое слово имеется, и проверим, заложена ли в нем хотя бы
                  доля приписываемого им пренебрежения, касающегося народа Нашего Края. А предва-
                  рительно сделаем несколько уточнений.





                                                           277
   274   275   276   277   278   279   280   281   282   283   284