Page 278 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 278

«…На земле «Ягунии» (так издавна называется окраина Старожиловского района, села
                  по Проне-реке, где живут вот уже третий десяток лет) материал для изучения щедрин-
                  ской темы далеко не скуден. [Выше, в данной статье упоминался писатель М. Е. Салты-
                  ков-Щедрин  (1826–1889),  который  несколько  лет  служил  в  Рязани  вице-губернатором.
                  Он, не понаслышке знавший рязанцев, написал книгу «За рубежом», в которой говорится
                  о поучительности изучения культуры русского народа с точки зрения сквернословия].
                   Как  я  сопротивлялась,  резко  обрывала  собеседника,  если  называли  меня  «ягункой».
                  Внутренне кипя, заявляла: «Я – донская казачка!». Но чего уж теперь-то, чего сопротив-
                  ляться-то  –  обрязанилась,  объягунилась,  смирилась…  Стала  выискивать  –  отчего  да
                  почему все-таки так называется «Ягуния»?
                   Историк-краевед, работник Рязанского архива Александр Олегович Никитин, который,
                  по  его  словам,  «всю  свою  сознательную  жизнь  посвятил  изучению  Старожиловского
                  района»,  объяснил  так:  «Ягуны  –  отверженные,  отдаленные  от  барина,  живущие  на
                  задворках его владений...».
                   Своя версия есть и у мелекшинского библиотекаря Татьяны Вязанкиной: «Ягун первона-
                  чально звучал как «Я – гон», гонимый, значит. Некоторые, правда, бабу-Ягу приплетают,
                  но, по-моему, это домыслы».
                   Одна старушка мне так объясняла: «В старину, на Масленицу, забава была – деревня на
                  деревню, и бились в кулачных боях. Вот наши муняковские, ершовские, да столпянские с
                  одной стороны, а татаркинские, мелекшинские и аристовские – с другой (человек по 50 с
                  каждой  стороны  выбирали),  и  на  том  месте,  где  сейчас  кладбище-то  разрослось,  и
                  бились. Так вот, кто больше всего пострадавшим был, либо уползал, либо его уносили,
                  тот  прозывался  «ягуном»,  потому  что  его  сравнивали  с  «монголо-татарином»,  которых
                  здесь разбили в усмерть, а ягун – это чин был в иговом стане. А наша сторона все чаще
                  побеждала – у нас тогда кузнецов да мельников больше было, а у них только конюхи да
                  крестьяне. Вот и получается – «ягун» в смысле побежденный или побитый...».
                   А еще одна бабушка сказывала, что «ягуны» – недоученные, недообразованные, мало,
                  что объяснить могут. А столпянские, они – не «Ягуния», они всегда выше наших (то есть
                  татаркинских)  по  учению  шли  –  школ  там  всегда  больше  было,  и  наши  (это  кого
                  родители пускали) туда учиться-то ходили...
                   Так что вы уж простите меня, соседи-«ягуны», но мы, столпянские, все же в сторонке
                  чуть от вас стоим. Мы, выражаясь языком моей 16-летней дочери, «чуть покруче будем!»
                   Вот  такая  идея  объяснения  отличительных  черт  народа,  проживающего  на  «окраине
                  Старожиловского  района»  (добавим:  некогда  называвшейся  Столпянской  волостью),
                  возникла  у  журналистки  Ирины  Михайловны  Ермаченко.  Написана  статья,  правда,  в
                  немного  игривом  и  несколько  самоуничижительном,  почти  ерническом  тоне,  однако
                  редакция, опубликовав ее, цели своей достигла.

                   В  одну  из  поездок  на  родину  решил  я  ее  обсудить  с  земляком  и  вот  что  у  нас
                  получилось.
                   – Так!.. Значит, статья заказная?
                   – Не иначе!
                   – Каковы же мотивы для ее написания?
                   – Да, основа-то, собственно говоря, одна и заключается она – в высокомерии, доходящем
                  до  презрения.  Видишь,  ставят  нас  в  подчиненное  положение,  держат  за  второй  сорт,
                  избегая равенства даже в общении, встают в позу, гордясь своими «преимуществами и
                  достижениями».
                   Но чувство презрения, мне кажется, свойственно – и это вполне очевидно – на автору
                  статьи, а кому-то другому или другим?
                   – Вот именно: тем, кто ее, как и многих из нас, «ягункой» называет.
                   – В таком случае, автором статьи выбрана неплохая, даже удобная позиция.





                                                           276
   273   274   275   276   277   278   279   280   281   282   283