Page 67 - Кошаев В.В., Пителинские были
P. 67
бой брать немного – одежду, ту, что на плечах, да узелок
с документами, дорогими сердцу фотографиями и не-
хитрыми харчами на первый день пути.
По грубым подсчетам раскулачиванию в Пителинском
районе подверглось около 400 крестьянских хозяйств.
10. Забытая узкоколейка
О том, что на западных окраинах Пителинского района
до Великой Отечественной войны и вплоть до пятидеся-
тых годов действовала узкоколейная железная дорога, я
слышал давно и не раз. О ней мне рассказывали старожи-
лы из Веряева, Синюхино и Станищ. Сознаюсь, в досто-
верности таких сведений немного сомневался.
Позже обратил внимание, что охотники для обозначе-
ния тех или иных мест используют какие-то кодовые на-
звания: «35-й», «43-й», «48-й». Что это? Может, лесные
кварталы? Как оказалось нет, – это километры, вернее,
наименования товарных станций узкоколейки. В то, что
она существовала, поверил сразу, увидев прямую, как
стрела, просеку с остатками насыпи посередине. По ней
пролегала когда-то (с запада на восток) магистраль от по-
селка Белореченский (Шиловский район) до поймы реки
Пет. Окончательно разобраться с узкоколейкой помогла
карта 1940 года, выпущенная Московским аэрогеодези-
ческим предприятием, которую увидел у знакомых ря-
занских краеведов.
Попробую словесно «нарисовать» для читателей схему
таинственной и практически забытой железной дороги.
Начиналась узкоколейка от станции Назаровка. Отсюда
магистраль уходила строго на север через деревню Ду-
бровка, затем огибала с востока большое село Мелехово
и снова устремлялась на север до 43-го километра. Глядя
на карту, подмечаешь, что «железка» явно избегает на-
селенные пункты, разветвляется в густых лесных чащах.
66

