Page 70 - Кошаев В.В., Пителинские были
P. 70
ню). Строили ее в тридцатые годы. На прокладке путей и
лесозаготовках широко использовался труд заключенных
(а после войны – и военнопленных). Вдоль железки раз-
мещались исправительно-трудовые лагеря. Очевидно, по-
этому узкоколейку запроектировали подальше от насе-
ленных пунктов.
Бараки с «зеками» стояли на 32-ом, 41-ом километрах
магистрали, на ветках на поселок Лесной и на поселок
Ижевский. Последний из перечисленных лагерей рас-
полагался на территории Пителинского района. Глухое
место в Покровском лесу, на границе Пителинского и
Шиловского районов, называется Австрийская Могила и
находится недалеко от бывших бараков 32-го километра.
Вероятно, там захоронены военнопленные, надорвавшие
силы и здоровье на лесозаготовках.
К началу 1950-х экономика страны была почти вос-
становлена после тяжелой войны, топливный кризис ос-
тался в прошлом. А по Назаровской узкоколейке в основ-
ном перевозились именно дрова. Спрос на них упал, же-
лезная дорога вошла в разряд неперспективных. Власти
поставили на ней жирный крест. Рельсы и шпалы разо-
брали и частично использовали при строительстве дру-
гой узкоколейки во Владимирской области. Туда же пе-
регнали и весь передвижной состав.
Считаю, при ином экономическом подходе, более по-
вернутом к нуждам граждан, Назаровская железная доро-
га могла бы еще принести немалую пользу, послужить
для пассажирских и грузовых перевозок (с учетом до-
ведения ее до населенных пунктов). Вспомним, кстати,
весьма важную роль водных артерий с дешевым речным
транспортом – увы, и это осталось в прошлом. Ведь
одной из главных проблем сельской глубинки было и
остается отсутствие дорог. Думаю, своевременное пере-
профилирование этой лесной узкоколейки позволило бы
69

