Page 69 - Кошаев В.В., Пителинские были
P. 69
Известно, что в середине XIX века там уже находился
хутор (6 жителей) под интригующим названием Вилы.
Последний владелец местечка дворянин Сергей Львович
Мичурин слыл за энергичного и оборотистого человека.
Вместо глухого хутора при нем наладилась экономия
(крупное помещичье хозяйство) с большим садом, ви-
нокуренным, лесопильным и конным (упряжной породы)
заводами.
Как говорится, свято место не бывает пусто, а осо-
бенно такое – с обширным садом, крепкими постройка-
ми, прудом и колодцем. И в советское время на месте
хутора учредили лесной кордон.
Как вы заметили, мы не только путешествуем по ста-
ринной железной дороге, но и во времени, совершая ис-
торические экскурсы. На полпути от станции «35-й км»
до станции «43-й км» в обе стороны от магистрали от-
ходили ветки (восточная заканчивалась примерно на гра-
нице нашего района). От Увязского лесничества на севе-
ро-запад уходила длинная ветка, которая затем делилась
по направлениям: на поселок Пролетарский (Шиловский
район), деревни Кулово и Сиверка (Касимовский район).
От перегона «43-й км» – «48-й км» уходило ответвление
на север к поселку Лесной.
Наконец, станция «48-й км». Почему я назвал ее пере-
валочной. Одна ветка отходила от нее на северо-восток,
через поселок Тройной в сторону Станищ, другая – на
юг, делясь затем по направлениям к поселку Ижевский,
деревне Степановка и поселку Борцы. Эти населенные
пункты когда-то украшали наш район, но давно опусте-
ли, оставив едва уловимые зримые следы своего суще-
ствования. На 1940 год в Тройном насчитывалось 29
домов, в Ижевском – 15, Степановке – 13, Борцах – 13.
По моим подсчетам, протяженность магистрали соста-
вляла около 55 километров (а вместе с ветками – под сот-
68

