ВОПРОСЫ ОБЛАСТНОГО МУЗЕЙНОГО ДЕЛА : ПО ДАННЫМ I-Й КОНФЕРЕНЦИИ МУЗЕЙНЫХ РАБОТНИКОВ ЦЕНТАРЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ОБЛАСТИ. 1925 - page 18

что
таинственная
туманность,
висящая
до
сего
времени
над
словами
„музейная
редкость"
иногда
гипнотически
действуя,
заставляет
уклоняться
в
сторону раритетности
и
тот
музей,
план
которого'
как
будіо
бы
твердо
закреплен.
Эта
погоня за
исключительностью
пагубно
.отражается,
как
на
самой
задаче,
так и на
целесообразности
краеведческого музея.
Наряду
с
кунсткамерным музеем
живет и
музей
энциклопеди-
ческий
памятник
просветительной
деятельности
XVIII
столетия..
Мысль,
одухотворявшая
его
созидателей
была
не
бесплодна
и
вполне
отвечала
духу времени, стремившемуся
охватить
все
виды
знания
в
возможной
полноте
и
широте.
Но
в
условиях
требований
современ-
ной
науки
построение
музея,
тем
более
местного,
на
принципе
энци-
клопедизма,
точно также
будет
страдать
существенными
недостатками..
Всякий
энциклопедизм
имеет
в
виду
захватить
цикл
наук,
свя-
зав их
между собою
чисто
механическим
порядком.
Отсутствие
внутреннего
общего
содержания,
цементрующего
отдельные
области
исследования
и
охватывающего
одной идеей
все
разрозненные
части
знания,
есть
признак
энциклопедического
музея.
Сооружение
музея
на
такой
основе может
подкупать
своей
сравнительной
лег-
костью
и
возможностью
широко
комбинировать
коллекционный
материал
в
зависимости
от
характера
заданий
и тем.
Но
по
суще-
ству
план
энциклопедического
музея
чужд
идее
местного
музея*
так
как
задача последнего
дать
картину
жизни
края
во всем ее
многообразии
это
первое,
и
второе
в
полной
органически
-
при-
чинной
слитности
и
целостности
внутреннего
отображения
всех
состав-
ляющих
ее
отдельных
частей.
Живые
голоса жизни
предостерегают
нас от
следования
по-
тропе,
протоптанной
энтузиастами
прошлого
музейного
строительствам
и
заставляют
искать
новых
форм
музейной
жизни тем
более
настой-
чиво,
чем заметнее
делается
под'ем
уровня научных
знаний.
Не
так
давно
стали
вырисовываться
два
новых
образа
музея::
синтетический
и
систематический;
и
тот
и
другой
стремятся
уловить
ритм научных
достижений.
Современное
направление
науки указывает,
что
одновременно
с
особой
углубленностью
в
ту
или
иную область
знания,
необходимо
проявлять
и
к
соседним
дисциплинам
пристальность
внимания.
Логика:
внутреннего
роста
каждой
научной
дисциплины
требует
сопоставле-
ния и
проверки
частных
выводов
с
одной
стороны,
и с
другой
соединения
их
в
одно
органическое
целое.
Этот
принцип
и
кладется
в
основу обоих вышеупомянутых
типов
краеведного
музея.
Но
пути
и
методы
их
разные.
Синтетический
музей
в
плане своем
должен
дать
сразу,
так
сказать,
одним
обхватом,
последние
выводы
познания.
На
музейном:
материале,
отобразив
жизнь
края
в
его
прошлом
и
настоящем,,
12
1...,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17 19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,...150
Powered by FlippingBook