ВОПРОСЫ ОБЛАСТНОГО МУЗЕЙНОГО ДЕЛА : ПО ДАННЫМ I-Й КОНФЕРЕНЦИИ МУЗЕЙНЫХ РАБОТНИКОВ ЦЕНТАРЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ОБЛАСТИ. 1925 - page 40
Собранный
материал
может
и
должен
быть разделен
на
две
части:
одна
—
предназначаемая
для
выставления
(непременно
изучен-
ная),
другая
—
для
хранения
в
кладовых
(изучаемая
в
порядке очере-
ди
или
нужды,
и
систематически
подбираемая).
Наиболее
сложная
из
них в
работе
подотдела,
и
наиболее
важная,
это
—
задача
вы-
ставления.
Правда,
с
этим
надо
не спешить
и,
если
предмет
не
изу-
чен,
нет
средств
и
нет
сил, надо
отказаться
от
этой
задачи
и
ждать
лучшей
поры.
Выставление
музейного
материала
должно
быть
осуществляемо
устройством
постоянных
экспозиционных
зал,
на
ряду
с
которыми
допустимы
и
желательны
временные
периодические
выставки.
Эти
последние
и
могут быть
преддверием
к
образованию
первых
основ-
ных
для
музея
зал,
с
вполне
уже изученным
и
обработанным
мате-
риалом.
Периодические
выставки
в
этнографических
подотделах
могут
носить или
отчетный
характер
или
развертываться,
отвечая
на
раз-
личные
темы
(напр.:
головные
уборы
края, керамика, орнамент
в
женском
крестьянском
шитье
и т.
д.).
Цели,
преследуемые
подобными
выставками,
двоякие:
во
1)
дать
отчет
как
музею,
так и
обществу
о
сумме
работ,
осуществленных
потделом
за
тот или
иной период,
во
2)
дать
на
сгруппированном
материале
возможность
проверки
научного
значения всего
собран-
ного
и
уяснить
пробелы
и
недостатки,
допущенные
при
собиратель-
стве.
Кроме
всего
этого,
выставки
дают
возможность
производить
опыты
в
отношении
экспозиции:
это
предварительные
экскизы
к
по-
стоянному
выставлению.
Большое
значение имеют
подобные
выстав-
ки
для
самих
работающих
в
подотделе.
Если
постоянная
экспозиция
требует
строго
об'ективного
подхода,
то выставка
дает
некоторую
свободу
в
иллюстрации
предположений
и
открытий,
которые могут
возникать
при
изучении
материала.
Центральной
и
труднейшей
задачей
подотдела
является посто-
янная
экспозиция
материала.
Поэтому
к
этой
работе
подотделы
должны
подойти
со
всей
строгостью
критики,
с
необычайной
осто-
рожностью
и
продуманностью.
Применение
принципов
классифика-
ции
и
тщательного
анализа
материала
—
вот
коренная
опорная
база
этой
работы.
И,
если
естественно-исторические
отделы
музея
в
сво-
ем возникновении
всецело
исходят
из
принципов
научной
классифи-
кации,
то
в
большинстве
случаев
этого нельзя сказать
применитель-
но
к
отделам
культуро-историческими.
Это
и является
главной
при-
чиной
большого
количества
недостатков
в
основной
конструкции
культурно -исторических
отделов
или аналогичных
музеев.
Та
смелость
в
экспозиции
и
суб'ективность
в
трактовке
изве-
стных
тем,
допускаемая
в
периодических
выставках,
должна
быть
сменена
об'ективным
подходом,
строгой
проверенностью
фактов
и
34
1...,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39
41,42,43,44,45,46,47,48,49,50,...150