Разбор
керамики
золотоордынской
эпохи
и
нашивка
предметов,
на
таблицы
по
принципу однородности материала
и
техники,
а самая
расстановка
произведена
по
географическому
принципу.
Тотемский
музей.
Весь
материал
по
доисторическому прошлому
приведен
в
си-
стему
по стоянкам.
Случайные
же
находки
выделены
в
особые
вит-
рины
пока
с
подразделением
на
эпоху
камня и
эпоху
металла.
Центральный
Музей
Та
т
республик
и.
(Казань).
Расположены
экспонаты по
принципу
культурно-хронологиче-
скому.
Предположено
произвести более
целесообразное
размещение
коллекций.
На
первый
план
предполагается
выдвинуть
болгаро-та-
тарские древности, имеющие
наибольшую
ценность
и
краеведче-
ское
значение.
Введением
к
этим
древностям
будут
коллекции
по
первобытной
культуре,
а
русские
коллекции
будут
размещены
после
болгаро-татарских,
в
соответствии с
хронологическим чередованием
этих
культур.
Томский
э
т н
о л о г
о
-
а
р
х е о л о г и ч
е с
к
и
й
музей.
При
новой
расстановке
коллекций
музейные
работники
не-
уклонно
соблюдали
правило,
что
всякий
предмет
должен
быть
изо-
лирован
так,
чтобы зритель,
глядя
на
него,
видел
только его
и
без
особого напряжения
мог
сосредоточиться
на нем.
Иркутский
музей.
Коллекции
в
археологическом
подотделе
выставлены
потиполо-
гическому принципу.
В
недалеком
будущем
предполагается
разме-
стить
их
по
географическому
принципу.
Сибирская
археология
пред-
ставлена
палеолитом, неолитом,
бронзовой
и
железной
эпохой.
Из
приведенных
данных
о
принципах
построения
археологиче-
ских
подотделов
всуществующих музеях
видно,
что
господствует
куль-
турно-хронологический
принцип
и начинается
переход
к
применению
географического
принципа
вместе
с
первым.
Это
вполне
соответ-
ствует
основной
задаче
археологического
подотдела,
указанной
нами
вначале
и
отмеченному
нами выше
научно-исследовательскому
на-
правлению.
Есть
попытка ввести
принцип психологический
(педаго-
гический),
учитывая интересы зрителя
и
особенно
мало
подготов-
ленного
(Томск);
но это касается
по
существу
не
общего
построе-
ния
отдела,
а
расположения
отдельного
предмета
в
сумме
всех
вы-
ставленных
предметов.
Что
касаетсяэтого
вопроса,
то
нужно
отметить
следующее:
во
всех
научных
музеях
господствует
принцип
комплекса,
что
вытекает
из
требований
научного изучения
археологических
пред-
метов,
так как
ученый,
исследуя
какой-либо
вопрос,
должен
охватить
весь комплекс
предметов,
найденных
в
тех
или иных
условиях, напр.,
комплекс
предметов
того
или иного
кургана,
целого
могильника,
городища
и
т.
п.;
при экспозиции
комплекса
предметов
в
интересах
28