Этнографические
подотделы
краеведческих
музеев.
Отразить
элементы
природы
и
жизни
края
на
основах
тща-
тельного
углубления
в
причинную
зависимость
их
—
призван
сделать,
краеведческий
музей.
И,
исходя
из этого
основного
положения,
план
конструкции
му-
зея
требует
непременного развития
этнографических
подотделов,
как
наиболее
центральной
части
культурно-исторических
музейных
групп.
Природа
человека,
его
вид,
особенности
его
быта,
выраже-
ние
его
духовного
облика,
его
творчество
в
историческом
и генети-
ческом
разрезе,
—
-все
это,
входящее
в
основные
задачи
культурно-
исторических
отделов,
в
большей
степени может
быть уяснено
толь-
ко
при правильном
развитии
этографических
подотделов.
В
то же
время
не вполне ясное понимание
всего
значения
этнографических исследований
края
создает
такое
положение,
что
бытовая
культура
края
как
изучается,
так
и
представляется
только
внеш
не,
описательно.
Этнографические
подотделы
в
зависимости от этого
констру-
ируются
из
случайно
приобретенного
материала, зачастую
не
име-
ющего ровно
никакого
отношения
к
данному
краю,
или
интересного
по
своей
исторической
давности
или по
своему
внешнему
худо-
жественному
облику.
При
прежней
конструкции
музеев,
как скла-
дочных
мест
всяких
раритетов,
конечно,
не
могло
быть
и
речи
о
выделении
этнографического
элемента.
Мы
встречаем
его
совершен-
но
потонувшим
среди
других
памятников
прошлого,
или
в
виде
оди-
ноко
приютившейся мордовской
рубашки
или
серии разнока-
либерных
женских головных
уборов.
Поэтому
в
большинстве
краеведческих
музеев
приходится
заново
строить
этнографические
подотделы,
—
и
ясно,
что
подобное
строительство
должно
происхо-
дить
по
строго определенному плану, согласованному
как с
общими
задачами
музея
в
целом,
так
и
с
частными
индивидуальными
целями
под'отдела
и
должно
руководствоваться
научно-обоснованной
и
практически
применимой
методикой.
Научно-просветительные
функции
краеведческого музея, распро-
страняясь
на
этнографические
подотделы,
заставляют их
опираться
в
своем
построении
на
основную
формулу,
принятую
Русским
Музеем:
„выявить
культурное
и
художественное
состояние
России"
с
по-
правкой:
„выявить
культурное
и
художественное
состояние
края".
30