ВОПРОСЫ ОБЛАСТНОГО МУЗЕЙНОГО ДЕЛА : ПО ДАННЫМ I-Й КОНФЕРЕНЦИИ МУЗЕЙНЫХ РАБОТНИКОВ ЦЕНТАРЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ОБЛАСТИ. 1925 - page 41

материала
и
несомненным
учитыванием
всех технических
и
внешних
рессурсов.
Нельзя,
навешав
на
стены
или
щиты
паневы,
рубашки,
полотенца
и т.
п.,
успокоившись
об'явить,
что;
этнографический
под-
отдел
устроен.
Не
надо
забывать,
что
каждая
вещь, входящая
в
недра
подотдела
представляет
из
себя документальную
ценность
и
как
всякая
ценность
должна
быть тщателсно
хранима.
Это
первое.
Вто-
рое
надо
заставить
каждую
вещь
сделаться
одушевленным
пред-
метом
и,
таким
образом,
воздействовать
на
зрителя,
возбуждая
в
нем
определенные
мысли
и наталкивая
его
на
определенныя
ассоциации.
Все
это
в
полной мере
зависит
от
способности
и
таланта
му-
зейного
работника,
от наличия
художественного чутья
и тонкости
вкуса
и от
наличия
знаний
необходимых
основ
экспозиционной
тех-
ники.
Такие
детали,
как
фон,
освещаемость,
комбинация
горизон-
тальных
и
вертикальных
линий
и т.
д.
требуют
необычайной про-
думанности
и
тщательного
обсуждения.
Заманчивые
перспективы
синтетического
построения
этногра-
фических
подотделов
музея
по
различным
причинам
не
могут
быть
реализованы.
Принцип
систематического
подхода,
как
в
самом
изу-
чении
эволюционной
последовательности
отдельных
элементов
на-
родного
быта,
так и в
выставлении
документальных
данных,
помо-
гает
нам
всегда
быть
на
стороже
об'ективности
и не
увлекаться
вре
менной
предвзятостью непроверенных
идей
и
толкований.
Уяснение
законов,
которые управляют
сочетанием
различных
элементов
на-
родных организмов
в
органическое
целое,
культурный
комплекс
конечная
цель
этнографа.
И
если
даже
физикам
и
математикам
не
лишне с
большей
осторожностью
и
сдержанностью
подходить
к
формулировке
своих
идей,
то тем
более
это
важно
для
этнографа.
Однако географический
принцип
со всеми
методами
научной
классификации
и
систематики
не
исключает
некоторых
возмож-
ностей допустить частичный
синтез
в
построении
подотдела.
Напри-
мер,
возможно
географическую
группировку
одежды дополнять
от-
дельными
тематическими
комбинациями,
или
отвечающими
на
вопрос
об эволюции
отдельных
частей,
или
представляющими
пример разно-
образной
изменчивости
форм
и
украшающих
элементов.
Об'ем
темы
об
экспозиционных
возможностях
и
принципах
несоизмеримо
велик
и,
конечно,
не может
быть исчерпан
теми поло-
жениями,
которые
я
пыталась
обосновать
здесь.
К
тому
.же,
на
ряду
с
вопросом
к ак
выставлять,
может
встать
другой
вопрос
не
менее
значительный
и
грандиозный
ч
то
выставлять,
отвечая
на
который
я
бы
должна
была
нарисовать картину расположения
экспози-
ционных
зал
и
дать
перечень
заполнения
их тем или иным
матери-
алом.
Думаю,
однако,
что
то
основное
положение,
из
которого
я ис-
ходила
в
самом начале
доклада
„отразить
элементы
природы
и
жизни
края"
вполне может
служить
ответом
на
последний
вопрос.
35
1...,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40 42,43,44,45,46,47,48,49,50,51,...150
Powered by FlippingBook