№
2
ВЪСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО ГУБВРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
11
Воспитательное вліяніе
школы
на
учащихся.
(Рефѳратъ,
прочитанный
на
педагогической
ісонференціи
учащихъ
начальныхъ
школъ
Егорьевскаго
уѣзда
15—17
мая
1916
г.).
Вопросъ
этотъ
всегда
занимапъ
и
занимаетъ
меня,
волнуетъ
и
безБокоитъ.
Безпокоитъ
потому,
.что
въ
этомъ
вопросѣ
будущность
на-
ших
-ь
дѣтей
и
даже
больше:
я
сказала
бы
—
будущность
родины.
Этотъ вопросъ напрашивается
на
умъ
каждый
день
и
часъ.
Про-
ходя
по
улицѣ,
я
вижу,
какъ
грубы
и
невоспитанны
подростки,
наши
бывшіе
ученики,
я
отъ
души
страдаю,
такъ какъ
чувствую,
что
въ
этомъ виновата
и я.
Вы
скажете:
„обучая
дѣтей,
мы
и
воспитываемъ
ихъ,
или
хотя
стремимся
сдѣлать
это".
Да,
мы
и
воспитываемъ.
Но,
вѣроятно,
есть
какой-то
тор-
мозъ
въ
нашемъ
дѣлѣ
воспитанія,
что-то
не
такъ.
Вѣдь
сколько
прекраснаго
и
свѣтлаго
видимъ
мы въ
лидѣ
своихъ
учениковъ,
но это
прекрасное,
по
выходѣ
изъ
школы,
растворяется
въ
сѣ-
роі
деревенской
массѣ,
сливается
съ
толпой.
Изъ
этой
толпы
иногда
поднимаются
хорошіе
и
сильные
люди,
но
такихъ
людей
очень
мало!
Отчего
же
вліяніе
школы
непрочно
въ
ученикахъ,
такъ
неглубоко?
Нѣкоторые
говорятъ:
„семья
ихъ
портитъ,
и
намъ не
передѣдать".
Одно
время
и
я
думала
такъ,
но
сейчасъ
другого
мнѣнія.
Правда,
я изъ опыта
знаю,
что
до
восьмилѣтняго
воз-
раста
дѣти
безсознательно
воспринимаютъ
то,
что
видятъ
во-
кругъ
себя.
И,
конечно,
вліяніѳ
семьи
должно
быть
сильно.
Но,
я
ду-
маю:
въ
восемь
лѣтъ
деревенскій
ребенокъ
еще
не
можетъ
быть
такъ
испорченъ,
чтобы
на
него нельзя
было
повліять. Я
за
свою
жизнь
много
видѣла
учениковъ
и
никогда
не
видала
та-
кого
мальчика
или
дѣвочку,
чтобы
въ восемь
лѣтъ
онъ не
былъ
еще
ребенокъ,
и
нельзя
было
бы
его
исправить,
если
у
него