— 355
не напрасно; въ срединѣ XIII столѣтія христіанство прочно уже утверди
лось въ земляхъ Вятичей и святая проповѣдь могла; такимъ образомъ,
свободно проникать въ Рязанскую область съ юго-западной и сѣверо-во
сточной сторонъ. Самая Рязань была въ это время средоточіемъ христіан
ства. Въ началѣ XIII вѣка является въ ней еппскопія, какъ несомнѣнное
свидѣтельство умножившагося числа исповѣдующихъ вѣру православную.
Нашествіе Татаръ не могло не замедлить распространенія христіанства въ
предѣлахъ рязанскихъ; хотя Татары и не были открытыми гонителями
христіанской вѣры, но, на пути своихъ опустошительныхъ нашествій, они
истребляли церкви и монастыри, эти главныя училища вѣры и благочестія
христіанскаго. При всемъ томъ, православіе продолжало распространяться
и пріобрѣтать новыя силы. Половцы, занимавшіе южные предѣлы рязанскія,
тѣснимые Татарами, начали сливаться съ общей массой русскаго народа и,
разсѣлась по городамъ и селамъ, крестится; самые Татары начинаютъ
принимать христіанство и къ этому же времени относится крещеніе Ме
щеры. Въ лѣтописяхъ упоминается о какомъ-то мещерскомъ князѣ Алек
сандрѣ Уковичѣ, принявшемъ съ народомъ своимъ христіанство.
Долѣе другихъ
финскихъ
племенъ коснѣла въ язычествѣ Мордва; только
въ ХУІ вѣкѣ приняты дѣятельныя мѣры къ обращенію въ христіанство
этого народа; среди земель мордовскихъ начинаютъ появляться монастыри,
а вмѣстѣ съ ними и проповѣдники слова Божія. Между сими послѣдними
особенно прославился архіепископъ рязанскій Мисаилъ. Въ 1654 году, по
указу царя Алексѣя Михайловича, онъ отправился въ сопровожденіи свя
щенниковъ въ глубь земель мордовскихъ для ироповѣданія язычникамъ
слова Божія. Во многихъ мѣстахъ похвальныя усилія его увѣнчались успѣ
хомъ, но болѣе упорные язычники отвергли предлагаемое крещеніе и рѣ
шились силою защищать свое суевѣріе; въ числѣ 500 человѣкъ встрѣтили
они проповѣдника въ одной мордовской деревнѣ Ямбнревой и умертвили
его. Но убійцы Мисаила вскорѣ раскаялись и сами просили крещенія.Вни
мая проповѣдямъ вѣры, оставшіеся язычники вошли, мало по малу, въ со
ставъ церкви, и въ концѣ XVII вѣка все населеніе рязанскихъ земель ис-
повѣдывало уже православную вѣру, за исключеніемъ небольшаго числа
касимовскихъ Татаръ оставшихся до сихъ норъ въ магометанствѣ.
Но, между тѣмъ,какъ вѣра христіанская распространилась среди раз
ноплеменнаго населенія рязанскихъ земель, самая Церковь православная въ
рязанской сторонѣ находилась въ жалкомъ положеніи. Малограмотное ду
ховенство не всостояніи было вывести невѣжественный народъ изъ вред
ныхъ заблужденій и само часто подавало примѣръ соблазнамъ; граматы
архіерейскія свидѣтельствуютъ, какія усиленныя мѣры были необходимы