МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГЕОГРАФИИ И СТАТИСТИКИ РОССИИ, СОБРАННЫЕ ОФИЦЕРАМИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА. РЯЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ. - page 374

— 355
не напрасно; въ срединѣ XIII столѣтія христіанство прочно уже утверди­
лось въ земляхъ Вятичей и святая проповѣдь могла; такимъ образомъ,
свободно проникать въ Рязанскую область съ юго-западной и сѣверо-во­
сточной сторонъ. Самая Рязань была въ это время средоточіемъ христіан­
ства. Въ началѣ XIII вѣка является въ ней еппскопія, какъ несомнѣнное
свидѣтельство умножившагося числа исповѣдующихъ вѣру православную.
Нашествіе Татаръ не могло не замедлить распространенія христіанства въ
предѣлахъ рязанскихъ; хотя Татары и не были открытыми гонителями
христіанской вѣры, но, на пути своихъ опустошительныхъ нашествій, они
истребляли церкви и монастыри, эти главныя училища вѣры и благочестія
христіанскаго. При всемъ томъ, православіе продолжало распространяться
и пріобрѣтать новыя силы. Половцы, занимавшіе южные предѣлы рязанскія,
тѣснимые Татарами, начали сливаться съ общей массой русскаго народа и,
разсѣлась по городамъ и селамъ, крестится; самые Татары начинаютъ
принимать христіанство и къ этому же времени относится крещеніе Ме­
щеры. Въ лѣтописяхъ упоминается о какомъ-то мещерскомъ князѣ Алек­
сандрѣ Уковичѣ, принявшемъ съ народомъ своимъ христіанство.
Долѣе другихъ
финскихъ
племенъ коснѣла въ язычествѣ Мордва; только
въ ХУІ вѣкѣ приняты дѣятельныя мѣры къ обращенію въ христіанство
этого народа; среди земель мордовскихъ начинаютъ появляться монастыри,
а вмѣстѣ съ ними и проповѣдники слова Божія. Между сими послѣдними
особенно прославился архіепископъ рязанскій Мисаилъ. Въ 1654 году, по
указу царя Алексѣя Михайловича, онъ отправился въ сопровожденіи свя­
щенниковъ въ глубь земель мордовскихъ для ироповѣданія язычникамъ
слова Божія. Во многихъ мѣстахъ похвальныя усилія его увѣнчались успѣ­
хомъ, но болѣе упорные язычники отвергли предлагаемое крещеніе и рѣ­
шились силою защищать свое суевѣріе; въ числѣ 500 человѣкъ встрѣтили
они проповѣдника въ одной мордовской деревнѣ Ямбнревой и умертвили
его. Но убійцы Мисаила вскорѣ раскаялись и сами просили крещенія.Вни­
мая проповѣдямъ вѣры, оставшіеся язычники вошли, мало по малу, въ со­
ставъ церкви, и въ концѣ XVII вѣка все населеніе рязанскихъ земель ис-
повѣдывало уже православную вѣру, за исключеніемъ небольшаго числа
касимовскихъ Татаръ оставшихся до сихъ норъ въ магометанствѣ.
Но, между тѣмъ,какъ вѣра христіанская распространилась среди раз­
ноплеменнаго населенія рязанскихъ земель, самая Церковь православная въ
рязанской сторонѣ находилась въ жалкомъ положеніи. Малограмотное ду­
ховенство не всостояніи было вывести невѣжественный народъ изъ вред­
ныхъ заблужденій и само часто подавало примѣръ соблазнамъ; граматы
архіерейскія свидѣтельствуютъ, какія усиленныя мѣры были необходимы
1...,364,365,366,367,368,369,370,371,372,373 375,376,377,378,379,380,381,382,383,384,...587
Powered by FlippingBook