— 359
догматами молоканскими въ томъ общемъ принципѣ, что
подобаетъ Богу
кланятися духомъ и истиною
; но, затѣмъ, во всемъ остальномъ нѣтъ уже
ни какого сходства между ними. Все свое ученіе духовные-скопцы
основываютъ, главнѣйшимъ образомъ, на второмъ посланіи Апостола Павла
къ Коринѳянамъ, гдѣ, по мнѣнію ихъ, положительно говорится, что для спа
сенія души, лучше вести безбрачную жизнь; поэтому и для особеннаго
умерщвленія плоти, они не ѣдятъ мяса, не пыотъ вина и не имѣютъ совокупле
нія съ женами. Умерщвляя своп страсти духомъ, а не внѣшнимъ образомъ,
какъ скопцы, они называютъ себя духовными-скопцами и почитаютъ выше
простыхъ скопцовъ, признавая,впрочемъ, и ихъ праведниками. Секта эта за
мѣчательна также н тѣмъ братскимъ чувствомъ, которое соединяетъ всѣхъ
единомышленниковъ по сектѣ въ тѣсное общество, никогда не уклоняющееся
отъ одного направленія. Духъ пропаганды въ этой сектѣ какъ и въ сектѣ, про
стыхъ скопцовъ,особенно развитъ. Духовные скопцы отличаются примѣрною
нравственностью; грамотность между ними очень развита, отъ посѣщенія
церквей и исполненія православныхъ обрядовъ они нио колько не уклоняются.
Послѣдователи другихъ христіанскихъ вѣроисповѣданій очень малочи
сленны въ Рязанской губерніи. По отчету за 1857 годъ считалось въ ней;
римско-католическаго исповѣданія 225 муж. и 50 жен. пола душъ
лютеранскаго и реформатскаго . . 159 „
58 „
„
„
Какъ тѣ, такъ и другіе, разсѣяны по всей губерніи, частью въ уѣздахъ,
но болѣе въ городахъ. Бъ г. Рязани находится лютеранская церковь н жи
ветъ пасторъ.
Еще малочисленнѣе представители еврейскаго вѣроисповѣданія. Евреевъ
считается въ губерніи, преимущественно изъ воеипо-служащпхъ, 123 муж
и 71 женск. пола душъ.
Послѣдователи магометанской религіи обращаютъ на себя вниманіе по
тому, что сгруппированы въ одномъ мѣстѣ, именно, въ части Касимовскаго
уѣзда къ с. в. отъ г. Касимова. Магометанство въ этой сторонѣ стало распро
странятся въ особенности съ половины ХУ вѣка, когда г. Касимовъ, пере
именованный изъ мещерскаго городца, отданъ былъ во власть татарскаго
царевича Койсыма, приведшаго съ собою Татаръ. Бтеченін, слишкомъ
двухвѣковаго, владычества татарскихъ царей въ Касимовѣ, магометап-
ство увеличило въ немъ число своихъ послѣдователей; по когда, въ на
чалѣ XVII вѣка, Касимовъ былъ отнятъ у татарскихъ царевичей и когда
край этотъ постигли реформы Петра I, нѣкоторые изъ князей татарскихъ
и подданные пхъ приняли христіанство, многіе переселились въ Оренбург
скую губернію, а тѣ, которые остались, живутъ до сихъ поръ,частью въ го
родѣ, частью въ уѣздѣ Касимовскомъ въ числѣ 2,450 чел. муж. и 1588 м. ж,