358 —
бодѣ п Луховичахъ, Зарайскаго уѣзда, и въ селѣ Климовѣ, Раненбургскаго.
Ученіе молоканской секты очень просто, по главному основному прин
ципу своему, опп говорятъ, что
подобаемо Богу кланлтиея духомъ и ис
тиною;
поэтому, они не признаютъ ни одного изъ таинствъ, не ходятъ въ
церковь, не почитаютъ иконъ, пе признаютъ священства п вообще не до
пускаютъ пи какой обрядности. Это ученіе подведено у нихъ подъ нѣко
торую систему, выраженную въ кнпгѣ, довольно между ними распростра
ненной, которая называется «Обрядъ исповѣданія духовныхъ христіанъ».
Изъ всѣхъ догматовъ своей секты, молокане всего упорнѣе придержи
ваются того, по которому они не покланяются иконамъ; тутъ они основы
ваются, главнымъ образомъ, на второй заповѣди; впрочемъ между молока
нами нѣтъ уже теперь, нп особенно свѣдущихъ, ни особенно ревностныхъ
наставниковъ.
По уѣздамъ: Михайловскому,Раненбургскому,Скопипскому пПронскому,
кое-гдѣ, время отъ времени, проявляются слѣды
скопческой
секты. Самое
пазваиіе этой секты ясно показываетъ въ чемъ состоитъ главный догматъ
ученія ея: послѣдователи ея, обоихъ половъ, уродуя себя, думаютъ приту
пленіемъ половыхъ движеній унять своп страсти и тѣмъ достигнуть цар
ства небеснаго; въ этомъ нелѣпомъ мнѣніи главнѣйшимъ образомъ убѣж
даетъ ихъ превратно понимаемое ими мѣсто изъ Евангелія св. Матѳея (гл. XIX,
ст. 12). Хотя, кромѣ этого главнаго принципа, скопцыимѣютъ и еще много
своихъ обрядовъ, однако они посѣщаютъ церкви и не уклоняются отъ
исполненія обрядовъ православнаго исповѣданія .До какой степени распро
странена, въ вышеозначенныхъ уѣздахъ, скопческая секта, нельзя сказать
положительно; ибо скопцы всѣми средствами стараются прикрыть не
проницаемою тайною, какъ свои дѣйствія, такъ и участіе въ сектѣ.
Но всего замѣчательнѣе секта
духовпыхъ-скопцовъ,
существующая пре
имущественно въ Скопинскомъ уѣздѣ, въ селахъ: Хворощевкѣ, Кремлевѣ, Вя-
зовенкахъ иТопилахъ, а также въ Зарайскомъ уѣздѣ въ селѣ Каринѣ, откуда
перешла опа въ Скошшокій уѣздъ. Послѣдователей этой секты въ народѣ
называютъ
хлыстами, духоборцами, масонами,
но сами себя они называютъ
духовными христіанами.
Секта духозныхъ-окопцовъ была распространена
въ народѣ, кажется, въ концѣ прошлаго столѣтія помѣщикомъ Дубовицкимъ,
принадлежавшимъ, къ какой-то, масонской ложѣ; нѣкоторые обряды и пѣ
сни духовныхъ-скопцовъ, какъ при поступленіи въ секту, такъ и при со
браніяхъ общаго моленія, и теперь не утратили еще свой первоначальный
масонскій характеръ, хотя,конечно, обряды и пѣсни эти примѣнены къ кре
стьянскимъ понятіямъ. Всѣми послѣдователями секты управляетъ главный
наставникъ, да пророки п пророчицы. Догматы секты этой сходятся съ