357 —
ки,Екшурѣ иВереѣ; Егорьевскаго, въ селахъ: Макшевѣ,Власовскомъ и Иванов
скомъ; Сапожковскаго, въ с. с.: Коровки, Лукмосѣ и Путятинѣ и въ Прон-
скихъ подгородныхъ слободахъ. Число раскольниковъ этихъ увеличивается
раждающимися, крестить которыхъ не допускаютъ приходскимъ священ
никамъ, а крестятъ ихъ, послѣ уничтоженія поповъ рогожскаго кладбища
какіе то, какъ они называютъ, австрійскіе попы, присылаемые изъ Бѣло
криницкой слободы въ Буковинѣ, которую раокольпики величаютъ митро
поліей. Хотя и теперь еще раскольники стараются посвятить въ свои не
лѣпыя заблужденія неутвердившихся въ вѣрѣ, если находятъ возможнымъ
къ тому доступъ, но вообще и относительно раскольниковъ этихъ нельзя
не замѣтить благотворной перемѣны къ лучшему: теперь нѣтъ уже тѣхъ
злыхъ Фанатиковъ, которые были въ прежніе годы; нравы раскольниковъ
съ каждымъ годомъ становятся мягче и обходительнѣе; обычаи ихъ теря
ютъ характеръ строгой исключительности и сближаются съ обычаями пра
вославныхъ. Сближеніе съ православіемъ на правилахъ единовѣрія есть
кажется, самая дѣйствительная мѣра къ уничтоженію поповщинскихъ п
безпоповщинскихъ сектъ; закрытіе раскольничей часовни въ г. Зарайскѣ
(въ 1855 году) и обращеніе оной въ единовѣрческую церковь, много со
дѣйствовало къ уничтоженію раскола въ семъ городѣ. Всѣхъ обративших
ся къ единовѣрію считается въ губерніи около 4 т., въ томъ числѣ казен
ныхъ крестьянъ, изъ которыхъ и состоитъ большая часть раскольниковъ,
2,589 душъ обоего пола ('). Часовенъ раскольничьихъ въ губерніи 13,изъ
коихъ 7 запечатаны.
Прочія, существующія въ Рязанской губерніи секты, несмотря на свою
малочисленность, заслуживаетъ особеннаго вниманія. Первое мѣсто, между
ними, занимаетъ секта
молоканъ
и
духовныхъ христіанъ.
Она существуетъ
въ Зарайскомъ и Раненбургокомъ уѣздахъ; впрочемъ въ послѣднемъ моло
кановъ очень не много. Секта эта была, говорятъ, распространена въ про
шломъ столѣтіи въ Тамбовской губерніи, какимъ-то, плѣннымъ Шведомъ,
вѣроятно гернгутеромъ; занесена же въ Рязанскую въ началѣ настоящаго
столѣтія, изъ города Шацка,государственнымъ крестьяниномъ, Зарайскаго
уѣзда, села Подлѣоной-Слободы,—Лапухинымъ. Вскорѣ по занесеніи, она
распространилась сначала весьма быстро по окрестнымъ селеніямъ,но нынѣ
утратила уже духъ пропаганды; многіе изъ сектаторовъ, какъ вслѣд
ствіе убѣжденій со стороны священниковъ, такъ и по причинѣ администра
тивныхъ мѣръ, оставили ересь и обратились въ православіе; теперь секта
молокановъ преимущественно распространена въ деревняхъ: Подлѣсной-Сло-(*)
(*) По офиціальнымъ свѣдѣніямъ за 1856 годъ.