386 —
словомъ никогда въ карманъ не лазитъ; онъ уонокоиваетъ глупую бабу
разными двусмысленными или; еще чаще, совершенно безсмысленными
рѣчами, утверждая вѣру въ нихъ таинственными обрядами, нашептыва
ніемъ на воду и пр. Если случится, напримѣръ, въ домѣ покража и хо
зяйка прибѣжитъ къ знахарю съ просьбой указать ей вора, то знахарь,
получивъ предварительно извѣстную плату, успокоиваетъ бабу слѣдующей
общей Фразой: это у тебя укралъ человѣкъ со злобы, а теперь и самъ сомнѣ
вается,и т. и. Вредныя послѣдствія, отъ вѣрованіе въ искусство этихъ знаха
рей, обнаруживаются болѣе всего въ болѣзняхъ; крестьянинъ не считаетъ се
бя больнымъ, пока въ состояніи ходить; пренебрегая болѣзнью въ самомъ
началѣ, когда силами самой природы, при небольшомъ воздержаніи и по
коѣ, болѣзнь могла бы устраниться, онъ продолжаетъ подвергаться вред
нымъ вліяніямъ и увеличиваетъ разстройство организма дотого, что при-
нуждень признать себя хворымъ, т. е. лечь отъ слабости; тогда онъ ищетъ
пособія, но предупрежденъ, что средство, которое ему дадутъ для возста
новленія здоровья, должно излечить его вдругъ, и если ожиданія его не
исполнятся, то не внимая никакимъ убѣжденіямъ онъ признаетъ это
средство недѣйствительнымъ и ищетъ другихъ. За совѣтчиками и ле
карями никогда дѣло неотоитъ; между крестьянами и особенно между
крестьянками, а если случится военный постой, то непремѣнно между
солдатами всегда найдутся люди, которые, изъ расчета на самое малое
вознагражденіе, радыѵвоспользоваться простотою бѣднаго мужика; эти
знахари берутся возстановить здоровье больнаго посредствомъ разныхъ
обрядовъ и дѣйствій, основанныхъ на суевѣріи, и доводятъ его своими ле
карствами до состоянія, въ которомъ уже трудно помочь.
Истерическіе припадки и падучую болѣзнь обыкновенно приписываютъ
дѣйствію нечистой силы. Сами одержимые этими недугами утверждаютъ,
чіо они
испорчены
, и отъ этого обыкновенный болѣзненный припадокъ
сопровождается у нихъ страшными, не естественными криками и воплями,
въ особенности во время обѣдни,когда поютъ херувимскую. Эти
кликуши
до сихъ поръ не переводятся въ проотонародіи, но при содѣйствіи помѣ
щиковъ и священниковъ они уничтожаются съ каждымъ годомъ. Сущест
вуетъ еще одинъ весьма значительный обычай, начало котораго относится,
по всей вѣроятности, къ временамъ языческимъ (*). Когда свирѣпствуютъ
эгшдимическія болѣзни, какъ то: холера,
тифъ
и
др., а также въ случаѣ
падежа скота, въ позднюю ночь, когда всѣ преданы сну, непорочныя вдо
вы и дѣвицы, заранѣе согласясь, сбираются, гдѣ нибудь, въ концѣ деревни;
одѣты они въ бѣлыя рубашки и ничѣмъ не подпоясаны; волосы раоплете-
0) Годъ русскаго земледѣльца; г. Селиванова.