389 -
жены своей. Грустное положеніе молодой женщины, за то для свекрови это
сущее благополучіе; полелѣявъ свою невѣстку первый годъ, старуха взва
ливаетъ на нее, потомъ, большую часть трудовъ и заботъ домашняго хо
зяйства, которыя прежде лежали на ней.
Первые раскаты грома служатъ признакомъ начала сѣва. Въ этотъ день
воѣ бѣгутъ купаться; кто боится купаться, умывается чрезъ обручальное
кольцо или изъ подойника, положивъ въ него яйцо: самой на здоровье и
корова чтобы побольше давала молока, да чтобы и куры неслись. Во вре
мя сѣва овса есть обычай приносить въ поле младенцевъ, которые, не
смотря на возрастъ, долго не начинаютъ ходить; ихъ ставятъ на пашню и
кругомъ обсѣваютъ овсомъ; это средство, по ихъ мнѣнію, укрѣпляетъ нож
ки младенца. Горохъ сѣятъ близь проѣзжихъ дорогъ, чтобы прохожіе и
проѣзжіе могли имъ пользоваться: есть повѣрье, что за это наградитъ Богъ
хорошимъ урожаемъ.
23-го апрѣля, въ день св. Георгія, въ первый разъ выгоняется въ поле
скотъ. Во многихъ мѣстахъ въ этотъ день служатъ молебенъ съ водосвя
тіемъ; для этого все стадо собираютъ къ часовнѣ; каждая хозяйка сго
няетъ свою скотину^ вербой, которую нарочно для сего сохраняетъ отъ
заутрени Вербнаго Воскресенія; у часовни служится молебенъ, и когда
освятятъ воду, все стадо прогоняютъ мимо священника, который кропитъ
его святой водою.
Въ семикъ есть обычай наряжать березу. Женщины въ лучшихъ
нарядахъ и молодые парни, изукрасивъ молодую срубленную березу бу
мажными и шелковыми платками, съ пѣснями несутъ ее въ ближайшую
рощу, и тамъ водружаютъ гдѣ нибудь на луговинѣ; потомъ, разсыпавшись
по березнику, ломаютъ вѣтви и плетутъ вѣнки, украшая ими голову. Иныя
свиваютъ на сучьяхъ, не отламывая вѣтвей, кольца въ родѣ вѣнковъ; въ
эти кольца, противъ средины, привѣшиваютъ снятый съ шеи крестъ, и два
лица: баба и дѣвка кумятся; т, е. цѣлуютъ этотъ крестъ, одна съ одной,
другая съ другой стороны; послѣ этого размѣниваются и между ними
утверждается дружба на вѣки, такъ что ссориться и браниться между собой
считается уже величайшимъ грѣхомъ. Послѣ завивки вѣнковъ садятся
кругомъ березки и ѣдятъ яичницу, а потомъ начинаютъ хороводы. Когда
солнце сѣло, березу подымаетъ какой нибудь удалой парень и несетъ въ
деревню, сопровождаемый пѣснями веселой толпы; всѣ участвовавшіе въ
завиваніи вѣнковъ идутъ послѣ сего къ рѣкѣ или пруду и, снявъ съ себя
вѣнки, кладутъ ихъ въ воду около берега и сквозь вѣнокъ, почерпнувъ воды,
умываются; потомъ, взявъ опять вѣнокъ, бросаютъ его далеко въ воду,
ежели вѣнокъ потонетъ, то бросавшій его умретъ въ томъ же году, а не